За всю свою историю что только ни использовало человечество для гигиенических процедур после посещения туалета: камни, бумагу, шелковую ткань, морскую губку и т.п., но во все времена и во всех цивилизациях вода оставалась единственным по-настоящему эффективным способом поддерживать в чистоте любые части тела.
В наше время символом чистоты и личной гигиены стало биде, которое за один век прошло эволюционный путь от простой керамической чаши до высокотехнологического электронного устройства.
От Древнего Рима до французских наездниц
Прообразом первых биде можно назвать небольшие (глубиной до 25 см) мраморные ванночки, которые археологи нередко находят при раскопках частных домов в античных греческих и римских городах. Они располагались в небольших помещениях рядом с туалетными комнатами. Разумеется, такую роскошь могли себе позволить только богатые горожане. Посетители общественных римских туалетов довольствовались использованием намоченной морской губки.
С наступлением «Темных веков», когда любые гигиенические процедуры не приветствовались, традиции омовения после посещения туалета забылись. Их начали восстанавливать только с приходом Ренессанса (XV–XVI века). Примерно в эти времена во Франции в домах знати появились металлические или керамические ванночки небольших размеров. Для комфортной посадки их делали суженными посередине и заключали в деревянный каркас с четырьмя ножками. Такая конструкция и способ посадки «верхом» были очень похожи на детскую лошадку, которая по-французски называлась биде (bidet – «пони»). Вода в такое биде наливалась из кувшина или из какой-либо другой емкости.
Уже к XVII веку биде получили распространение во Франции и Южной Европе, а к XVIII веку и российское дворянство пристрастилось к гигиеническим процедурам с использованием такого предмета интерьера: один из них известен по жилым комнатам графа Н.П. Шереметева в Останкинском дворце.
Европейский стандарт
Лишь к началу XX века биде переместились из спален в туалеты и из керамических или металлических тазиков стали полноценной сантехникой: у них появился подвод холодной и горячей воды, слив в канализационную трубу. Также чашу начали помещать на цоколе, который по высоте был равен высоте унитаза.
Из-за отсутствия смесителей воду перед омовением предварительно смешивали в чаше. И только с массовым распространением смесителей биде приобрели почти современный вид: краны разместились на бортике чаши, а вода стала подаваться фонтанчиком из специального разбрызгивателя. В современных моделях с помощью специальной плавающей головки смеситель позволяет плавно настраивать температуру воды, ее напор и направление струи.
В странах Южной Европы стало стандартом расположение биде по соседству с унитазом. Это не раз приводило к конфузам советских туристов, которые, останавливаясь в европейских гостиницах, не знали, для чего использовать «второй унитаз».
В наше время биде стали обязательным пунктом в ассортименте для любого европейского производителя, выпускающего санкерамику. Они заимствуют все технологии, появляющиеся в унитазах. Например, первые подвесные унитазы появились в 1980-х годах. И фактически тут же были разработаны и подвесные биде, чтобы они не смотрелись чужеродно рядом с настенными унитазами.
Сейчас развитие унитазов и биде идет рука об руку. Так, известный немецкий производитель сантехники Keramag, входящий в Geberit Group, в каждую коллекцию оборудования, мебели и аксессуаров для ванной комнаты включает модели биде, выполненные в том же стиле.
Но даже сейчас на распространение биде очень сильно влияют местные культурные традиции. Например, в странах Южной Европы (Италии, Франции, Испании и Португалии), а также в странах Латинской Америки они практически повсеместны (в Аргентине и Уругвае биде стоят в домах около 90% жителей), а в Скандинавии, наоборот, пока еще редки.
От медицинских учреждений к массовому потребителю
У людей с изобретательским складом ума стоящие рядом унитаз и биде не могли не навести на мысль попробовать объединить эти два сантехнических прибора в одном изделии. В 1960-е годы первые гибридные модели появились в Швейцарии. Поначалу они предназначались для инвалидов и пожилых людей, которым трудно пользоваться туалетной бумагой для личной гигиены. Так что такие устройства в первую очередь стали распространяться как медицинское оборудование - по больницам и домам престарелых.
Так, американец Арнольд Коэн для своего отца, который из-за болезни не мог пользоваться туалетной бумагой, разработал специальную накладку на унитаз. Встроенный гигиенический душ подмывал сидящего человека струей подогретой воды и затем сушил потоком теплого воздуха.
В 1964 году Коэн запатентовал свое изобретение и наладил его производство. Однако в США его новинка под названием American Sitzbath не пользовалась большим успехом. Продавцы просто не умели продавать столь специфический и деликатный товар, а потенциальные пользователи краснели от смущения при попытке объяснить им преимущества подмывания. В результате патент был продан японским производителям.
В Японии, где были собственные многовековые традиции туалетной культуры, европейские унитазы и биде долго не приживались. Вплоть до конца XX века даже в крупных городах можно было обнаружить унитазы азиатского типа (для посадки на корточках) с гигиеническим душем. Однако с 1980-х гг., после создания моделей с электронным управлением, гибридные унитазы-биде начали набирать всё большую популярность. В результате сейчас не менее 75% квартир в Японии и до 60% городских жилищ в Южной Корее оборудованы подобными устройствами.
Новый стандарт гигиены
Европейские производители сантехнического оборудования также смогли заинтересовать гибридными моделями, совмещающими функции унитаза и биде, не только медицинские учреждения, но и рядовых пользователей.
Так, компания Geberit, лидер европейского рынка сантехники, в сотрудничестве с известным промышленным дизайнером Кристофом Белингом разработала подвесной унитаз с функцией биде Geberit AquaClean Mera Comfort. Эта модель сочетает в себе немало инновационных технологий.
Прежде всего, благодаря встроенным датчикам движения при приближении пользователя поднимается крышка и включается подогрев сиденья. Под устройством включается неяркая подсветка (пользователь может выбрать из семи вариантов цветов), чтобы в ночное время можно было не использовать яркий свет в туалете. Когда человек садится, автоматически активируется малошумная система удаления запахов. Она пропускает воздух из чаши унитаза через керамический фильтр и очищает от посторонних примесей.
Для омывания пользователь с помощью кнопок, расположенных сбоку унитаза или на дистанционном пульте может активировать встроенный гигиенический душ. Он выдвигается на необходимую длину и омывает тело водой, подогретой до комфортной температуры. Эффективная очистка достигается с помощью запатентованной технологии WhirlSpray - двух закрученных струй. Причем струи специально аэрированы (в них добавлены пузырьки воздуха), что снижает расход воды и делает процесс мытья более мягким и комфортным. После завершения омовения включается фен, который теплым воздухом осушает тело пользователя.
Для женской аудитории в конструкции предусмотрена дополнительная выдвигающаяся форсунка, расположенная под особым углом. Это так называемый дамский душ для омовения еще более нежных участков тела. Расположение и режим работы делают его ультрагигеничным, то есть защищенным от любых возможных загрязнений и обеспечивающим максимальную чистоту.
Нужно отметить, что вместо традиционного слива в AquaClean Mera используется инновационная технология смыва TurboFlush. Благодаря асимметричной геометрии чаши вода закручивается в виде водоворота, что уменьшает брызги и шум и улучшает эффективность смыва.
Если такая модель установлена с бесконтактными системами смыва, например Sigma 80, то даже нажимать клавишу нет необходимости – смыв запускается по взмаху руки.
Гигиена и экология
Итак, пройдя долгий путь развития, биде превратились в умные электронные устройства, очень комфортные в повседневном применении. Пользователи, которые впервые попробовали такие биде, быстро привыкают к очищению водой, так что те, кто пользуются биде регулярно, часто испытывают дискомфорт после туалетной бумаги.
Но в применении биде есть не только гигиенический, но и экологический аспект. Ради производства туалетной бумаги в России ежегодно вырубается около 10 тысяч гектаров леса. Повышение популярности биде и унитазов с функцией биде, которые весьма экономично расходуют только воду и электричество, может спасти от уничтожения огромные лесные угодья. Оставить леса нашим потомкам – разве не достойный повод отказаться от туалетной бумаги в пользу водных гигиенических процедур?
|