Сетевые магазины наступают. Это не название нового блокбастера, это реальность, в которой мы живём. Их становится всё больше год от года, и каждому из них требуется свой узнаваемый фасад, выполняющий роль лица бренда.
Неспокойный бизнес
Как однажды верно подметил Игорь Шувалов, первый заместитель председателя Правительства РФ: «Мы страдаем психологией догоняющего. На протяжении как минимум последних 300 лет у нас была цель – догнать и перегнать Запад». И правда, если обратиться к цифрам, то в европейских столицах на 1000 жителей приходится порядка 1500 м2 торговых площадей. В Москве этот показатель по итогам 2012 года составил 794 м2. Так что России пока бежать и бежать до заветной цифры. В планах у властей стоит задача добиться к 2016 году показателя в 1200 м2 на тысячу жителей за счёт ввода новых помещений. Годом ранее вся «палаточная» торговля должна переместиться в капитальные строения. Это касается, например, Дорогомиловского рынка. В столь непростом деле руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк возлагает особые надежды на возможность привлечения сетевых магазинов. Иметь социально ориентированный магазин в Москве для индивидуального предпринимателя крайне накладно, а сеть такое вполне потянет.
Проведённое недавно компанией РБК.research исследование показало, что торговые сети, объём выручки которых растёт быстрее темпов прироста розничной торговли в целом, являются драйвером развития розничной торговли в последние годы. В продовольственном секторе это ощущается пока не так сильно, однако и здесь доля сетей постоянно увеличивается, а их влияние на рынок трудно переоценить. Региональная экспансия идёт на всех парах. Причём интересы ретейлеров постепенно стали смещаться в так называемые «города второго уровня» (300-500 тыс. жителей). Это связано с положительной динамикой доходов в ряде регионов, низким уровнем насыщенности сетевыми продовольственными магазинами и обостряющейся конкуренцией в больших городах.
Первое место и по количеству магазинов, и по величине торговых площадей занимает «Магнит». Владелец сети Сергей Галицкий уверен, что именно такой агрессивный путь развития является правильным. Однако по выручке, в соответствии с данными рейтинга INFOLINE за 2012 год, лидирующую позицию занимает всё же не «Магнит», а «Ашан». Изменится ли расстановка сил – покажет время.
Мир ретейлеров, как и всё на свете, не является абсолютно стабильным. Одни магазины появляются, другие исчезают. Кто, к примеру, вспомнит сейчас про «Рамстор» с зеленым кенгуру на логотипе? А ведь эта сеть состояла ни много, ни мало из 10 торговых центров и 52 гипер- и супермаркетов в более чем 10 городах России. Управление осуществлялось компанией «Рамэнка», принадлежавшей в равных долях компаниям Migros и Enka. В 2007-м её полностью выкупила Enka, планируя продать продуктовую сеть, оставив за собой торговые центры как профильный бизнес, но что-то не срослось, и в итоге гипермаркеты были сданы в 10-летнюю аренду французской сети Auchan, супермаркеты в регионах закрыты по мере истечения договоров аренды, супермаркеты в Москве ребрендированы в «Ситистор», а торговые центры – в «Капитолий». В 2012 году сеть «Ситистор» была продана немецкой компании Rewe Group, являющейся оператором розничной сети «
Billa».
Кстати, по данным исследования Global Consumer Pulse компании Accenture, российские потребители являются одними из самых непостоянных в мире. Старший менеджер практики управленческого консалтинга Accenture Наталья Колобова объяснила ветреность соотечественников по отношению к ретейлерам тем, что сменить один магазин на другой довольно просто: игроки в одном ценовом сегменте предоставляют максимально похожие услуги, и потребитель может легко «соскочить». Разрыв между требованиями «продвинутых» клиентов и уровнем услуг довольно велик и пока ещё не всегда дотягивает до западных стандартов. Зачастую потребители готовы пойти в другой магазин, если в прежнем сменился любимый продавец или им нахамили. Такие элементарные детали, как яркость освещения или чистота полов, тоже играют свою роль. Но самое первое впечатление о торговой сети складывается у людей ещё на улице, по тому, как отделан фасад, выглядит крыльцо и оформлены витрины. Всё это входит в понятие брендбука.
В широком смысле брендбук – это описание основных позиций бренда, принципов его продвижения, моделей коммуникативных цепочек, идентификаторов и т.д. В более узком понимании, в том числе применительно к строительству, брендбук содержит описание основных элементов фирменного стиля и принципов их построения.
Внутренние и внешние визуальные стандарты играют огромную роль в корпоративном имидже любого объекта инфраструктурной недвижимости, составляя одну из главных его частей. Они обеспечивают единство повседневного рабочего пространства объекта и проводимых рекламных мероприятий, способствуют его узнаванию, запоминанию и лучшему восприятию целевой аудиторией.
К продуктовым сетям такой подход применим на все 100%. В головах горожан уже давно закрепилась цветовая палитра брендов: «АШАН» и «АТАК» — красно-бело-зелёный, «Магнит» и «Пятерочка» — красный с белым, «Дикси» — оранжево-белый, «Перекресток» – сине-белый, «Седьмой Континент» – сине-жёлтый и так далее. Человек с высоким достатком, привыкший приобретать всё необходимое в «Азбуке вкуса» с салатово-зелёным логотипом, при попытке купить продукты в незнакомой местности будет отфильтровывать жёлто-красные вывески «BILLA» как ненужный цветовой шум. И то, что у «Зелёного перекрёстка» основные цвета совпадают с «Азбукой вкуса», состоящей в том же качественно-ценовом секторе, вполне возможно, не является чистой случайностью (хотя мы этого и не говорили).
Резюмируем вышеизложенное: количество магазинов неуклонно растёт, одни бренды сменяются другими, магазины (особенно «шаговой доступности») часто меняют хозяев, но при этом каждая сеть должна иметь своё неповторимое лицо. Как следствие, возникает необходимость в универсальном решении, позволяющем оформить фасад в соответствии с корпоративными стандартами, а при необходимости – оперативно сменить имидж магазина.
Фасад для торговой сети
Долгое время самым распространённым в России видом наружных строительных работ была отделка фасадов штукатуркой «под покраску» или декоративной штукатуркой с различной фактурой. Её используют в сочетании с любыми материалами: бетоном, кирпичом, камнем, деревом. Современные разработки предполагают даже некоторую степень защиты от атмосферных осадков и воздействия биологических организмов, а также повышенную огнестойкость. Тем не менее, они не могут предотвратить растрескивание штукатурки со временем и необходимость регулярного планового ремонта. Наконец, подобная технология отделки фасада требует, во-первых, достаточно длительного времени для полного засыхания отштукатуренной поверхности, а во-вторых, проведение «мокрых» работ возможно лишь при тёплой сухой погоде. Магазин позволить себе такой простой не может, ведь арендную плату на время проведения ремонта отменяют разве что добрые волшебники.
И тут в игру вступают навесные вентилируемые фасады, пригодные как для возведения новых зданий, так и для оперативной установки на уже существующие объекты. Простота и высокая скорость монтажа вентфасадов, хорошие тепло- и звукоизоляционные характеристики, устойчивость к атмосферным воздействиям, а заодно к тектонической активности, выводят эту технологию систему в фавориты. А облицовка из листовой стали с полимерным покрытием не только обладает повышенной долговечностью, но ещё и легко справляется с вопросом оригинальных цветовых решений, соответствующих брендбуку торговой сети. Особенно это актуально при переходе магазина от одного сетевого бренда к другому.
Например, ассортимент сталей с покрытием Colorcoat Prisma производства TATA Steel (Великобритания) включает полную палитру оттенков RAL и даже выходит за её пределы. Нестандартные или редко встречающиеся оттенки, отсутствующие в основной палитре, могут быть выпущены по требованию заказчика. «Металлургические комбинаты не могут окрашивать малые объёмы листового проката, выпуская ограниченный «тираж» нужного заказчику оттенка, – объясняет Сергей Якубов, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Группы компаний Металл Профиль, крупнейшего российского производителя фасадных и кровельных систем. – Для запуска в производство стали с покрытием нестандартного цвета требуется обеспечить определённый гарантированный объём заказа. Однако в случае с сетевыми магазинами проблема спроса на необычный оттенок автоматически отпадает, ведь сети продолжают развиваться и при открытии каждой новой торговой точки снова требуется фасад, соответствующий корпоративной стилистике. Поэтому крупные переработчики могут делать необходимый запас, а сетевые компании – быть уверены в наличии необходимой облицовки».
Также специалист отмечает, что в последние годы крупные производители фасадной облицовки сделали серьёзный скачок в логистике. Теперь за счёт сбора большого количества мелких заказов на определённые цветовые решения они могут формировать крупные заказы для металлургических комбинатов, предлагая на выходе широкий ассортимент цветов и оттенков.
Немалое значение для фасадной облицовки имеет и фактор стоимости, особенно с учётом стремления сетевых компаний минимизировать затраты при ребрендинге. В этой связи возрос интерес к экономичным решениям, позволяющим в то же время обеспечить высокое качество облицовки. Примером такого решения может служить линеарная панель Primepanel, появившаяся на российском рынке в 2012 году. Новый продукт не имеет аналогов в своей ценовой категории и по качеству вплотную приближается к значительно более дорогостоящим фасадным кассетам. «Добиться подобного результата удалось благодаря использованию европейского оборудования, обеспечивающего точную геометрию стальной фасадной панели. Точную геометрию панели обеспечивают 27 пар формирующих её валов, а мощная распрямляющая установка снимает остаточные напряжения в металле и исключает эффект «линзы», с которым до сих пор не может справиться большинство производителей», – комментирует Сергей Якубов (ГК Металл Профиль).
НВФ со стальной облицовкой – универсальное решение, позволяющее в кратчайшие сроки и с минимальными затратами придать сетевому магазину узнаваемый вид, соответствующий корпоративным стандартам сети. Быстро, недорого, качественно – это именно та формула, к обнаружению которой стремятся как ретейлеры, так и их клиенты.
Пресс-служба Группы компаний Металл Профиль