Тезисы выступления на открытии конференции "Проблемы качества фасадов зданий"
Фасадами занимаются не только строители, к ним приложило руки и население. Его "творчество" привело большинство жилых зданий в ужасный вид. Состояние работы с фасадными системами, хоть ими занимаются сегодня профессионалы, организационно не сильно отличается от творчества простых москвичей - каждая фирма действует по правилам, написанным только для себя.
Но это не их вина - современной нормативной базы не существует. Этот вопрос обсуждался на конференции.
Вторая по важности затронутая тема - наличие в каждой фирме, работающей с фасадными конструкциями, сертифицированной системы управления качеством.
В-третьих, не были забыты в обсуждении региональные особенности фасадостроения, в четвертых, придирчиво проанализирована стоимость каждой из предлагаемых систем, и, наконец, в-пятых, выявлены требования фасадостроителей к качеству предшествующих работ.
А теперь более подробно о каждом из пунктов. Поскольку статья была написана до начала конференции, автор счел возможным высказать свое мнение по существу затронутых вопросов.
1. Ни проектирование, ни строительство не могут вестись без государственных установок, то есть норм. Есть норматив, значит, есть основа для создания пособий по проектированию, инструкций по монтажу, последовательности операций, приемке законченных работ. Если все это есть, - легко работать Инспекции архитектурно-строительного надзора. Если нет норматива, - то возникают условия для создания бесчисленных рабочих групп, пытающихся на беспорядке построить систему.
Раз нет норм, их место пока занимают технические свидетельства для каждой фасадной системы, которые выдает Госстрой Российской Федерации. Как правило, данных технического свидетельства недостаточно для квалифицированного проектирования, и Москомархитектура вынуждена заказывать какому-нибудь научно-исследовательскому институту разработку пособия или рекомендации для проектировщиков, как это было сделано ЦНИИЭП жилища для систем "Мармарок" и Метроспецстрой. Полноценным нормативным документом техническое свидетельство нельзя считать еще и потому, что оно предназначено только для одной системы и не отвечает на ряд чрезвычайно важных вопросов, носящих общий характер. В нем не устанавливаются требования к основаниям (наружным стенам). Нет деталировки. Не выявляются особенности фасадной системы при реконструкции. Нет пояснений, как быть, применяя ту или иную конструкцию утепления и отделки, если стены блочные или кирпичные, или трехслойные железобетонные.
Как правило, работа фирм ориентирована на утепление и отделку железобетонных монолитных стен. Но город состоит не только из новых зданий, и утеплять, приводить в порядок предстоит объекты, построенные в разное время из разных материалов. Как быть с ними? Как разобраться проектировщику в этом море технических свидетельств под дамокловым мечом сроков? Вот и получается тот хаос, о котором сказано ранее.
Что же нужно делать? Вспомнить, что есть орган, который отвечает за государственную политику в строительстве - Госстрой РФ. И он со своим Государственным научным центром отвечает за обеспечение нормативами проектно-строительный комплекс. И если Госстрою сегодня выгодно получать деньги за каждое выданное свидетельство и не хватает чего-то другого, чтобы обеспечить достаточное и своевременное финансирование разработки нормативов, то надо задуматься - справляется ли этот орган со своими государственными обязанностями.
2. Вряд ли можно оспорить утверждение, что фасад - лицо качества. Следовательно, сделать красивым это лицо может организация с сертифицированной системой управления качеством. Без такого сертификата на территории Российской Федерации с определенного Госстроем времени не должна работать ни одна фирма. И это есть качественная составляющая государственной технической политики в строительстве.
3. Каждому району, области страны должны соответствовать наиболее рациональные фасадные системы. Так, например, можно априори предположить, что для Москвы вентилируемый фасад предпочтительнее, чем многослойная отделка с "мокрыми" процессами. Если же в Москве применять последнюю, то, очевидно, все строительство здания должно быть организационно так зарегламентировано, чтобы работа над фасадами здания приходилась на апрель - сентябрь. Тогда можно быть уверенным, что качество финишных работ будет обеспечено. Нормативное закрепление этого положения и будет региональной составляющей государственной технической политики.
4. Удельная стоимость утепления и отделки наружных стен, что обычно представляется к рассмотрению заказчику - недостаточный показатель. Он оставляет за строкой "описание" жизни системы. Как обернется начальная дешевизна при эксплуатации? Насколько сократятся межремонтные циклы? Как будут увязаны гарантированные сроки службы здания и фасадной системы? Ремонтопригодна ли та или иная "шуба"? Во что может обойтись профилактический и капитальный ремонты "одежды" дома? Нужны ли они будут вообще?
Сегодня о перечисленном в большинстве случаев стыдливо умалчивают. Нормативные требования к экономическим показателям - необходимое условие государственной технической политики в строительстве.
5. Любая финишная операция, в частности и отделка фасадов, отличается от другого строительно-технологического процесса, например, забивки свай, тем, что отсутствие качества в первом случае замечается сразу, во втором - с течением времени. Первое - лицо города, второе - его основание. Поскольку встречают по одежке, поэтому так важно быть хорошо одетым, причесанным и ухоженным. Естественно, что на плохо подготовленную поверхность стены любая "одежда" плохо ляжет. Следовательно, качество фасада неразрывно связано с общестроительными работами. "Что там за фасадом?" - спросим мы и не всегда получим удовлетворяющий нас ответ.
Следовательно, конференция, посвященная фасадным системам, лишь начало серьезного разговора о качестве в строительстве вообще.
|