Писать о проблемах, связанных с началом отопительного сезона, стало у нас уже традицией. Однако обычно эта тема освещается как-то однобоко. Как правило, в горячие новости попадают только события городского и районного масштаба, типа аварий на теплоцентралях. Между тем, гораздо чаще происходят они в квартирах городских домов, причем значительная часть — аккурат в тот день, когда включают отопление.
Конечно, каждое такое событие само по себе вряд ли заслуживает внимания широкой общественности. Но пробовал ли кто-то вычислить суммарный объем исков, которые дорогие россияне ежегодно вчиняют друг другу по итогам затопления квартир из-за «прорванных батарей» (терминология народная)? Вполне вероятно, что сумма эта превысит годовой бюджет небольшого европейского государства. А значит, пришло время поговорить о проблемах, которые граждане из года в год с завидным упорством создают себе сами.
Чтобы не быть голословными, мы решили изучить ситуацию на конкретном примере «из жизни», а прокомментировать его попросили заместителя директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс»[1] Антона Белова и адвоката Алину Домкину.
«Так сложилось, что к ремонту квартиры я приступил только в сентябре, поэтому начать его решил с замены батарей, — рассказывает москвич Евгений Кузнецов (фамилию нашего собеседника мы изменили). — Не имея ни малейшего представления о том, как это делается, я обратился за помощью в РЭП[2], обслуживающее наш дом. Там мне посоветовали поговорить с местным сантехником (назовем его Василием Петровичем), который взялся заменить мне две батареи за 14 тысяч рублей. Впечатление он произвел на меня благоприятное, и я согласился».
Алина Домкина: «Обратившись к Василию Петровичу в частном порядке, Евгений лишил себя права на бесплатное устранение неисправностей и возмещение возможного ущерба в случае возникновения течи в установленных сантехником батареях. Если РЭП, ДЭЗ, управляющая компания или какая-либо другая организация в официальном порядке оказывают услуги по их установке или замене, то это должно быть отражено в прейскуранте. Любые работы проводятся после заключения официального договора, один экземпляр которого остается у заказчика. Факт оплаты подтверждается кассовым чеком, а факт выполнения работ — актом их приемки. В противном случае нет никакой разницы, установил вам батареи Василий Петрович или вы сделали это сами, на свой страх и риск. В случае чего, вина за последствия неправильной установки оборудования ляжет на вас, понесенные убытки вы возместить не сможете, а вот соседи, которых вы зальете — смогут, и расплачиваться с ними вам придется из своего кармана».
|
Антон Белов: «Отопительные приборы — неотъемлемая часть общедомовой отопительной системы, любые работы на которой должны проводиться организацией, имеющей на это право, т.е. соответствующую лицензию или аккредитацию. У РЭП она есть, но Василий Петрович сам по себе, если он выполняет работу не в соответствии с официальным договором, является частным лицом, а не представителем РЭП. А выполнять подобные работы в частном порядке он не имеет права. Кстати, еще и потому, что отопительная система — потенциальный источник повышенной опасности, ведь температура воды, поступающей в отопительные приборы, может достигать 105°C — это крутой кипяток! Вы доверите рвать себе зуб первому встречному на улице, кто произведет на вас «благоприятное впечатление»? Вот здесь примерно то же самое».
К этому стоит добавить, что любые работы на отопительной системе можно проводить только в строгом соответствии с проектной документацией. Дело в том, что при проектировании системы отопления рассчитывается мощность каждого отопительного прибора в доме. При этом она может быть различной как для приборов, установленных в разных комнатах одной квартиры, так и для приборов, установленных в комнатах по одному стояку на разных этажах. Поэтому нельзя установить отопительный прибор просто наобум: его тепловая мощность должна быть такой же, как и у старого. Если же все жители будут устанавливать такие приборы, какие им захочется, то произойдет разбалансировка системы и в результате в одних помещениях будет нестерпимо жарко, а в других — настоящий «колотун», независимо от того, какие приборы там установлены.
|
Но где взять документацию? Прежде всего, она в обязательном порядке должна быть в обслуживающей организации (РЭП, ДЭЗ, РЭУ, управляющая компания и пр.). Там вам обязаны выдать заверенный план вашей (именно вашей!) квартиры, на котором будут обозначены отопительные приборы с указанием всех необходимых параметров. Можно также обратиться в проектную организацию. Например, в Москве подобные услуги оказывают ГУП МНИИТЭП[3] и ГУП МосжилНИИпроект[4], где для обращений граждан по различным вопросам функционирует «служба одного окна».
Итак, допустим, вы получили проектную документацию, в соответствии с которой нужно производить работы, и заключили официальный договор с их исполнителем. Что дальше? Очевидно, нужно приобрести отопительные приборы и прочие необходимые материалы.
«Сантехник сказал мне, что следует купить, и я отправился на строительный рынок, — говорит Евгений Кузнецов. — Здесь я и приобрел все необходимое, ориентируясь на рекомендации продавца».
Алина Домкина: «К выбору места закупки стройматериалов следует подходить ответственно, особенно если речь идет об инженерном оборудовании. Лучше отправиться в строительный гипермаркет или специализированную компанию, а не на рынок. В этом случае вам точно будет известно, кому предъявить претензию, если продукция окажется некачественной».
Антон Белов: «Исполнитель работ должен был как минимум дать точное описание необходимого оборудования, т.е. указать характеристики и рекомендуемых производителей. А вообще, поручать покупку материалов заказчику — непрофессионально. К договору должна быть приложена смета, включающая как стоимость работ, так и стоимость материалов. Если исполнитель отвечает за результат, то должен закупать их самостоятельно».
«Еще на этапе размышлений о предстоящем ремонте я задумался о том, что было бы неплохо предусмотреть отключение батарей в случае необходимости, — продолжает Евгений. — Например, в квартире у моего брата, который живет в относительно новом доме, на каждой из них установлен автоматический радиаторный терморегулятор. Однако сантехник отговорил меня покупать их, мотивируя это тем, что регуляторы засоряются, в результате чего батарея может вообще не греть».
Антон Белов: «Это лишний раз иллюстрирует тот печальный факт, что уровень квалификации специалистов многих обслуживающих организаций находится, как это модно сегодня говорить, «ниже плинтуса». В частности, сантехники просто не понимают принцип работы такого относительно простого устройства, как автоматический радиаторный терморегулятор. В результате они попросту вводят в заблуждение жителей, рассказывая им байки».
Остановимся на этом вопросе более подробно. Дело в том, что устройство, о котором идет речь, регулирует температуру воздуха в помещении, а не температуру отопительного прибора. Внутри поворотной головки терморегулятора сильфон — герметично запаянный цилиндрический сосуд из эластичного металла с боковой поверхностью в виде «гармошки». Сильфон заполнен термочувствительным веществом. При повышении температуры воздуха в комнате выше установленного вами с помощью рукоятки терморегулятора значения заполняющее сильфон вещество расширяется и растягивает «гармошку», которая перемещает шток клапана, закрывая его затвор и отключая отопительный прибор. Когда температура в комнате снижается, вещество сжимается и все происходит в обратном порядке: отопительный прибор включается. Таким образом, он начинает работать как хорошо всем знакомый электрический калорифер с термостатом, т.е. не плавно меняет свою температуру, а может быть в разные моменты времени либо горячим, либо холодным. Не понимая принципа работы терморегулятора, некоторые жители, обнаружив, что «батарея холодная», начинают бить тревогу и звать сантехников, которые, также не имея представления об устройстве прибора, немедленно объявляют, что «он засорился». Так и рождаются легенды.
Следует добавить, что автоматические радиаторные терморегуляторы могут быть различной модификации. Например, терморегуляторы Danfoss, адаптированные для применения в российских отопительных системах, являются полнопроходными (т.е. не затрудняют проток воды) и рассчитаны на рабочее давление до 16 бар. Выпускаются они в двух вариантах: для однотрубных систем отопления (а именно такие в большинстве типовых панельных домов) и для двухтрубных.
Теперь, разобравшись с терморегуляторами, мы можем вернуться к Евгению.
«Василий Петрович установил батареи достаточно быстро и, как мне показалось, качественно, — вспоминает наш собеседник. — Я остался доволен работой и расплатился с ним».
Антон Белов: «Налицо пример безответственности. Закончив работы на системе отопления, специалист обязан провести ее опрессовку, т.е. проверить, как установленное оборудование поведет себя под давлением. Для этого в систему закачивается вода. И даже если вы меняете отопительные приборы посреди лета, когда отопление не работает и стояки пустые, управляющая организация (в данном случае РЭП) обязана по вашей заявке подать в стояк холодную воду. Более того, ее представитель (например, техник-смотритель или главный инженер) должен проверить, как выполнена работа, присутствовать при испытаниях и, если они прошли успешно и у него нет претензий к исполнителю, составить и подписать акт ввода в эксплуатацию. Кто, как не штатный сантехник РЭП, должен был знать об этом и поставить в известность владельца квартиры?!
К тому же, по фотографии мы видим, что допущено серьезное нарушение: на байпас (перемычку) установлен шаровой кран. Это может привести к тому, что весь стояк останется без тепла. И в исполнении сантехника эксплуатирующей дом организации это иначе как вредительством не назовешь».
Алина Домкина: «Акт ввода в эксплуатацию подтверждает, что эксплуатирующая организация приняла установленное оборудование на обслуживание и в дальнейшем несет ответственность за его безаварийную эксплуатацию наряду с исполнителем работ».
«В день, когда включили отопление, я был на работе, а жена, отведя дочку в ясли, отправилась по магазинам, — продолжает свой рассказ наш собеседник. — Вернувшись домой, она испытала шок: вся квартира была залита горячей водой, хлеставшей из невидимых при обычном рассмотрении отверстий вдоль шва трубы, которыми подключали батарею в одной из комнат. Конечно, мы вызвали аварийку, стояк перекрыли и подачу воды в батарею заглушили. Но вся квартира была залита, паркет поднялся (сперва мы хотели оставить его, но теперь точно придется класть ламинат), а многие вещи оказались испорчены (например, в результате попадания воды сгорел дорогой стабилизатор напряжения для компьютера).
Когда я пришел в РЭП, чтобы как-то разобраться в случившемся, разговаривать со мной никто не захотел. Сантехник Василий Петрович, установивший мне батареи, переделывать что-либо отказался, заявив, что это не его вина и разбираться я должен с теми, кто продал мне бракованные трубы. Но в павильоне на рынке, где я их купил, разговаривать со мной тоже не захотели, послав к «старшему», которого я так и не нашел».
Конечно, по факту эксплуатирующая организация ни при чем: Евгений имел устную договоренность с неким Василием Петровичем — частным лицом, выступающим от своего имени и формально не имеющим никакого отношения к РЭП. Но даже будучи частным лицом, сантехник должен был перед заменой отопительных приборов спуститься в подвал и перекрыть стояк, что в принципе нельзя сделать, если не взять в РЭП ключи от подвала. Получается, что их дают по первому требованию первому встречному. Странно, не правда ли? В этом контексте вопрос о непричастности РЭП к случившемуся предстает совершенно в ином свете.
Что касается всего остального, то можно сказать, что Евгению крупно повезло, как бы парадоксально это ни звучало. Во-первых, потому, что он живет на первом этаже. В противном случае, затопив квартиры на нескольких этажах под собой, он вынужден был бы выплачивать их владельцам компенсацию, суммарный размер которой вполне мог достигнуть 1-2 миллионов рублей. А самому Евгению, как мы помним, взыскать эти деньги не с кого. Во-вторых, он еще не начал делать ремонт – и потому сам понес минимальные убытки.
Антон Белов: «Это большое счастье, что в момент аварии никого не было рядом с дырявой трубой. А вообще, все случившееся — печальный итог цепочки неправильных действий, который был предсказуем. Казалось бы, просто не повезло и во всем виноват несчастный кусок трубы. Однако если все было сделано правильно и в соответствии с существующими правилами, о которых мы сегодня подробно говорили, то ничего страшного бы не произошло: в худшем случае стояк бы немедленно перекрыли во время опрессовки, а вернее всего — просто были бы использованы качественные трубы».
Кстати, вопрос выбора труб и прочего оборудования заслуживает отдельного внимания, коль скоро об этом зашла речь. Прежде всего нужно сказать, что все детали (сам отопительный прибор, трубы, соединительные элементы (фитинги), шаровые краны, радиаторные терморегуляторы и пр.) должны по своим характеристикам соответствовать условиям эксплуатации в составе отопительной системы большого многоквартирного дома. На практике это означает, что они должны быть рассчитаны на рабочее давление НЕ МЕНЕЕ 10 бар (как, например, терморегуляторы Danfoss) и температуру НЕ МЕНЕЕ 90°С.
Трубы — тема отдельная. Сегодня на форумах о ремонте можно найти миллион различных рекомендаций о том, чем следует подключать отопительные приборы. Однако лучше всего в этом вопросе довериться эксперту.
Антон Белов: «Традиционно в отопительных системах используются стальные трубы, и это совсем неплохой вариант. Причем речь идет об обыкновенных «черных» трубах: «оцинковка», которая применяется в системах горячего и холодного водоснабжения, где используется неподготовленная вода с большим содержанием кислорода, в данном случае не нужна. Единственное «но»: трубы нужно выбирать отечественного производства и желательно цельнотянутые, а не сварные, т.е. без продольного шва, как это получилось у Евгения.
Из прочих вариантов допускается использование полипропиленовых труб. Это имеет смысл, если отопительный прибор переносится на значительное расстояние от стояка. Однако нужно помнить, что, в соответствии с действующими нормативами, полипропиленовые трубы следует прятать в канал (т.е. кожух), поскольку это пластичный материал и его достаточно легко повредить. Например, известны случаи, когда полипропиленовая труба была перегрызена домашней собакой. Кроме того, такие трубы нужно особым образом крепить, т.к. они имеют свойство немного менять длину из-за большого коэффициента температурного расширения.
Приобретающая в последнее время все большую популярность медь — прекрасный выбор для частного дома с автономной системой отопления, но не лучший — для российских городов. Дело в том, что вода у нас, как правило, грязная, т.е. содержит много песка и окалины. На медь эти включения действуют подобно наждачной бумаге: они постоянно обдирают трубу изнутри, истончая ее стенки и не позволяя образоваться на них патине — оксидно-карбонатной пленке, выполняющей защитную функцию. Поэтому дорогая медная труба в городской квартире может дать течь уже лет через пять.
Наконец, металлопластиковые трубы в системе отопления вообще применять запрещено, т.к. они недостаточно хорошо держат давление и температуру. Для внутриквартирной разводки водопровода они подходят, а вот для отопления — однозначно нет».
«Батареи теперь придется переподключить заново, и совершенно точно я уже не обращусь ни с этим, ни с какой-либо другой проблемой в РЭП», — подводит итог Евгений Кузнецов.
Он научился на собственном опыте. А вы?
Пресс-служба «Данфосс»
[1] Крупнейший мировой производитель энергосберегающего оборудования для систем отопления.
[2] Ремонтно-эксплуатационное предприятие, аналог ДЭЗ, РЭУ и пр.
[3] Государственное унитарное предприятие «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования».
[4] Государственное унитарное предприятие «Московский научно-исследовательский и проектный институт жилищного хозяйства».
|