РАЗЪЯСНЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОРМИРОВАНИЯ ГОССТРОЯ РФ ПО НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫМ ВОПРОСАМ, КАСАЮЩИМСЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ
ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"О лицензировании строительной деятельности в свете
Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ
"О техническом регулировании" |
Согласно Положению о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом одним из лицензионных условий является "выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве". При этом имеются в виду только обязательные требования действующих строительных норм и правил и стандартов. Что это за требования?
У государства есть два инструмента нормативного регулирования - приказ и совет.
Обязательные государственные требования по строительству (приказ) были еще в древнем Вавилоне и есть во всех странах, в том числе и у нас. В России до введения в действие Федерального закона о техническом регулировании они излагались в государственных нормативных документах - СНиП, ГОСТ и ТСН. Рекомендуемые положения (совет) содержались в сводах правил (СП). Государственные нормативные документы также содержат рекомендуемые положения, которые не всегда четко выделены. Федеральный закон о техническом регулировании не ликвидировал государственные нормативные документы, а просто изменил их форму.
В будущем во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в строительстве, будет применяться единый типаж нормативных документов - обязательные технические регламенты (общие и специальные), правила и методы исследований (испытаний), измерений и отбора образцов, необходимых для применения технических регламентов, утверждаемые Правительством Российской Федерации. Кроме того, закон предусматривает также рекомендуемые документы - национальные стандарты, предназначенные исключительно для добровольного применения. На замену нормативной базы законом отведено 7 лет.
Федеральный закон о техническом регулировании отнял у министерств и ведомств, в том числе и у Госстроя России, право выпускать обязательные нормативные документы. В связи с этим среди строителей распространилось мнение о необязательном соблюдении требований действующих СНиП. Это мнение неосновательно. Закон (статья 46) говорит об этом следующее.
"Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (в том числе СНиПы), подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей".
Принятые Госстроем России СНиПы на 70 - 80% направлены именно на эти цели. Поэтому особых трудностей с их применением в новых условиях до принятия соответствующих технических регламентов не ожидается.
Таким образом, при проверке выполнения вышеуказанного лицензионного требования следует руководствоваться требованиями технических регламентов, а до их появления - обязательными требованиями утвержденных Госстроем России нормативных документов, постольку, поскольку эти требования соответствуют целям Федерального закона о техническом регулировании. При этом следует помнить, что среди документов Госстроя России есть и рекомендуемые документы, например, своды правил (СП), а также рекомендуемые положения в составе обязательных нормативных документов.
|