В настоящее время Госдума рассматривает поправки в закон «Об объектах культурного наследия». Самым важным новшеством должен стать тот факт, что владельцев квартир в исторических сооружениях обяжут самостоятельно заниматься реставрацией домов за свои личные средства.
Эта инициатива полностью отвечает мировым тенденциям и отечественному опыту в данной сфере. «Ответственность собственников за сохранение памятников была еще в советском законодательстве», – поясняет Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения «Архнадзор». По его словам, аналогичные законы действуют в других странах мира, а подготовленные Госдумой поправки «лишь прописывают особенности применения этой нормы в отношении некоторых видов памятников, в частности – многоквартирных жилых домов».
Вместе с тем, с принятием изменений государство не бросит граждан один на один с их проблемами. Поправки дадут право субъекту Федерации из своего бюджета финансировать реставрацию дома-памятника.
Получить необходимые средства жильцы могут уже сейчас и в рамках программы реализации капитального ремонта. Например, в московском доме № 44 по улице Сивцев Вражек отреставрировали лепнину, живопись, дубовые перила – и теперь подъезд в здании выглядит, по словам жильцов, как холл в музее.
Во многих случаях отнюдь необязательно тратиться на дорогую отделку и эксклюзивные материалы. Тем более что у большинства жильцов таких денег нет.
«Сэкономить можно за счет установки в зданиях пластиковых окон, имеющих, как известно, невысокую стоимость. Они могут быть разнообразной формы (в виде арки, круга и т.д.), а также практически любого цвета, полностью вписываясь в исторический облик и не нарушая архитектурный образ объекта. Лучшим подтверждением этого служат примеры реконструкций знаковых объектов. В частности, оконные системы PROPLEX установлены в Третьяковской галерее, здании Киевского вокзала, Театре на Таганке», – отмечает Рафик Алекперов, технический директор компании PROPLEX (первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям).
Последнее обстоятельно имеет принципиальное значение. Желательно, чтобы материал имел не только доступную стоимость, но и соответствовал экстерьеру старинного здания. Соблюсти эти требования возможно.
В частности, подобным критериям отвечают декоративные элементы из пенополистирола – альтернатива дорогостоящей лепнине. «Колонны, карнизы, молдинги, угловые элементы, купола, декоративные панели и иные элементы из пенополистирола сотворят буквально чудо при декорировании холла и других помещений. При этом их можно довольно быстро изготовить, до нюанса, оттенка, миллиметра скопировать, приглянувшийся заказчику образец», – говорит Дмитрий Кубляков, руководитель производства декора компании «Монтос Дом».
Современные технологии сохранят не только внутренний стиль объектов, но и фасады зданий. По мнению
Радика Камарова, директора компании «Постскриптум» (занимается промышленной очисткой), в России следует шире применять технологии мягкого бластинга.
«Мягкий бластинг удаляет загрязнения с таких материалов, как камень, сталь, мрамор, плитка, кирпич, бетон, дерево, пластик, стекло, не разрушая поверхности. Еще плюс – оперативность выполнения. За день одной установкой очищается примерно 100-150 кв. м загрязненной поверхности. Изначально технологию придумали как раз в Америке для облегчения шлифовальных работ. Этот метод применили в 1972 году при реставрации статуи Свободы», – рассказывает
эксперт.
Именно такие технологии настоящего и будущего эффективнее всего помогут сохранить прошлое.
Справка о компании:
PROPLEX – первый российский разработчик и крупнейший производитель оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. Завод по производству оконного ПВХ-профиля и подоконников построен в Подольске в 1999 г. Предприятие оснащено современным оборудованием из Австрии и Германии. Компания является эксклюзивным дистрибьютором фурнитуры KALE, дистрибьютором австрийской фурнитуры MACO, а также партнером немецкой компании ROTO. PROPLEX имеет крупнейшую в РФ сеть собственных региональных складов. В компании работают более 800 сотрудников. Партнеры PROPLEX – более 2000 компаний, которые изготавливают и продают пластиковые окна в России. На сегодняшний день каждые 20 секунд в стране устанавливается окно PROPLEX, а с 2000 г. их было установлено уже более 17 млн.