|
Первый заместитель Председателя Правительства РФ И.И.Шувалов дал поручение Минпромторгу России, Минэкономразвития России и Минюсту России до 20 мая 2013 года обеспечить внесение в Правительство РФ согласованных с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями проектов федеральных законов «О стандартизации в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» с целью проведения их общественного обсуждения.
16 октября 2012 года на совещании у Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил с предложением разработки данного закона, которое было поддержано Председателем Правительства РФ.
РСПП на своем съезде в феврале 2012 года поддержал разработку закона. Также необходимость его разработки была поддержана Общественным советом при Росстандарте, Союзом нефтегазопромышленников России, Объединением автопроизводителей России, Всероссийской организацией качества и целым рядом отраслевых союзов и ассоциаций.
Разработка данного закона также направлена на решение приоритетных задач, стоящих перед Национальным объединением строителей.
Национальное объединение строителей решением II-ого съезда саморегулируемых организаций в строительстве установило в качестве одного из своих приоритетных направлений деятельности формирование доказательной базы технических регламентов и создание системы стандартизации НОСТРОЙ.
Все действующие законодательные акты в области технического регулирования в строительстве (Градостроительный Кодекс РФ, ФЗ «О саморегулируемых организациях», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и др.) во многом опираются на документы в области стандартизации – своды правил (СНиПы, национальные стандарты, стандарты саморегулируемых организаций и др.). Кроме того, одной из основных целей СРО в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ (ч.1 статьи 55.1) является не только обеспечение безопасности в строительстве, но и повышение качества строительства.
Вместе с тем, действующий федеральный закон (ФЗ) «О техническом регулировании» ограничивает сферу государственного регулирования вопросами безопасности продукции, поступающей на рынок. При этом вне рамок законодательного регулирования остались вопросы качества продукции, ее взаимозаменяемости, унификации, совместимости, безопасность и качество работ (услуг) и другие аналогичные вопросы.
На протяжении всех десяти лет с момента принятия ФЗ «О техническом регулировании» из его сферы действия выводятся целые отрасли - взаимоувязанная сеть связи, промышленная безопасность, экология, охрана труда, охрана окружающей среды, безопасность технологических процессов на опасных производственных объектах, требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и т.д.
Учитывая отсутствие общего законодательного акта о стандартизации, при разработке стандартов в этих сферах руководствуются отраслевыми законами и ведомственными нормативными актами. В этой ситуации начало активно развиваться ведомственное нормотворчество, которое в отсутствие координации на федеральном уровне, единых принципов и правил стандартизации, приводит к дублированию требований, появлению избыточных административных и технических барьеров для промышленности и строительства и т.д. Эта ситуация усугубляется отсутствием четких и прозрачных правил планирования и публичного обсуждения и принятия документов по стандартизации.
Кроме того, действующий закон «О техническом регулировании» не может учесть в силу ограничения сферы действия целый ряд существующих и активно работающих на рынке нормативных технических документов, регулирующих более широкий спектр вопросов, чем требования безопасности, в т.ч. стандарты саморегулируемых организаций.
Вследствие указанных недостатков ФЗ «О техническом регулировании» не рассматривает роль стандартов при формировании требований со стороны государственного заказчика при проведении торгов для государственных нужд.
Закон «О стандартизации в Российской Федерации» должен разрешить указанные существенные проблемы и установить четкую взаимосвязь нормативных правовых актов и документов в области стандартизации, реализовать экономические преимущества стандартизации, в т.ч. существенный потенциал общественных и негосударственных организаций в работах по стандартизации.
www.know-house.ru/novosti/
|
|