В сентябре в Ильинской школе-интернате состоялся Праздник Окошка, приуроченный к
завершению работ по переостеклению здания школы. Все это состоялось благодаря акции «Доброе окошко» и слаженной работе команды участников: ООО «ВЕКА Рус» (поставка оконного профиля), ГК «Витраж» (поставка подоконников), ЗАО «Мёллер» (поставка подоконников), ООО "МКС" (установка окон), "Компания Окна СТК (производитель окон), ЗАO «ТБМ» (поставки комплектующих), ООО "Торговый дом "БРК" (производитель стеклопакетов), ООО "Фабрика Окон" (установка окон), ПК «Оконные конструкции».
Представляем вашему вниманию интервью с куратором этой акции, заместителем руководителя департамента ПВХ филиала Москва компании ТБМ Наталией Шестопаловой.
Наталия, Компания ТБМ является инициатором акции «Доброе окошко», направленной на помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Как вы сами, как человек, а не руководитель проекта, оцениваете необходимость и полезность этой программы?
- Я думаю, что акция хорошая, полезная и добрая со всех сторон. Даже если не брать в расчет помощь детям (что само по себе значимо) для меня совершенно по-новому открылись люди, с которыми я работаю ежедневно бок о бок. Для сотрудников Московского Дивизиона участие в этом благотворительном проекте было интересно по-человечески. В каждодневной рутинной работе, по большому счету, негде показать свои душевные качества, а здесь люди сами изъявляли желание помочь, и открывались с очень позитивной стороны. То есть те сотрудники, которые участвовали в акции «Доброе окошко», делали все с радостью, с энтузиазмом. При этом нужно понимать, что основную текущую работу у них никто не отменял. Но они смогли организовать свой день так, что хватало времени и на работу, и на благотворительность.
Не было ли негатива со стороны компаний, которых мы приглашали к сотрудничеству? Ведь понятно, что ложкой моря не вычерпаешь и всем не поможешь, тем более, что эти дети находятся на полном государственном обеспечении?
- Мы действительно столкнулись с тем, что было достаточное количество критически настроенных компаний. Это касалось целевого расходования средств местными органами власти, выделяемыми на детские дома. Проще говоря: покажите нам, что они не потратили выделяемые деньги на себя, тогда мы поверим и будем помогать. Но с таким подходом нереально что-то сделать, тем более в рамках благотворительной программы.
Все, кто участвовал, делали это безусловно, не глядя ни на что, не задумываясь о бюджетных коллизиях. Просто здесь и сейчас помогали детям-сиротам, чтобы они могли жить в достойных условиях.
Нам, как кураторам и организаторам этой акции, было важно правильно выбрать участников, которые будут делать дело, исходя из собственных нравственных убеждений. Например, компания «БРК», с которой у нас даже нет серьезного общего товарооборота, но зато есть хорошие человеческие отношения, не задумываясь, согласилась на участие в акции, хотя, повторюсь, «денежные» отношения нас пока никак не связывают.
Почему для переостекления была выбрана именно Ильинская школа-интернат?
- Это длинная история. Сначала была долгая переписка с благотворительным фондом, который посоветовал обратить внимание на этот детский дом, т.к. его здание довольно старое и находилось в плачевном состоянии. И плюсом ко всему стала еще одна особенность этого здания – у него огромное количество окон – 200 единиц (444м2), поэтому сразу было ясно, что бюджет, выделяемый государством на ремонт здания, таких расходов не вынес бы. Даже нам пришлось выполнять работы в 2 этапа – каждый этап состоял из замены 100 окон.
С какими сложностями пришлось столкнуться во время работы?
- Сложностей было действительно много, т.к. проект непростой – слишком большой объем работ оказался.
Во-первых, сначала было принято решение о переделке именно этого детского дома, потом специалисты –оконщики проводили экспертную оценку стоимости работ. Когда мы поняли сколько окон нужно заменить, то встал вопрос участников: оконные фирмы, как правило, небольшие, поэтому приглашать кого-то бесплатно изготовить даже 100 окон – непростая задача. Двадцать, максимум тридцать окон может сделать одна оконная компания бесплатно. Большие фирмы, к сожалению, реже занимаются благотворительностью. Парадокс, но с маленькими производствами оказалось гораздо проще договориться.
Территориально здание детского дома расположено вдали от дорог, а подбирать компаний-участников нужно по территориальному признаку, чтобы сократить временные затраты и расходы на логистику. Встала вторая сложная задача - договориться с монтажными бригадами. Они должны были каждый день приезжать–уезжать с инструментом и спецодеждой, т.к. в детском доме ночевать и оставлять инструмент нельзя. В итоге все удалось, но монтажные бригады ездили сами, за свой счет на электричке в общей сложности месяц (2 раза по 2 недели), за что им низкий поклон.
В-третьих, нужно понимать, что окно это не просто так окно, тут целый процесс: стеклопакеты-рамы-производство-доставка. Представьте, что нужно привезти 100 готовых окон, которые за один день не установишь, а это детский дом: свободного места под хоз. нужды просто нет, дети подвижные, с отставанием в развитии, легко могут забраться на сложенные на землю готовые окна и пораниться. Поэтому все взрослые вошли во взаимодействие, выработали единый такт – окна подвозили на определенное количество монтажных работ. При этом мы же понимаем, что небольшие оконные компании, они ведь в обычной жизни между собой конкуренты. А для участия в «Добром окошке» все должны были подружиться, найти контакт друг с другом, стать добросердечными компаньонами.
Ясно, что сложностей в такой работе всегда много, а что вас порадовало во время проведения этой акции?
- Всегда радовало взаимодействие и абсолютная готовность помогать.
После первого этапа, когда мы меняли окна в спальнях, 9 окон после зимы пришли в негодность и требовали переделки (пострадали из-за сильных морозов). Сразу мы не смогли их заменить, т.к. на окнах стояли решетки и пришлось менять брак уже после завершения всех работ. Вот представьте, все выполнено, все с облегчением вздохнули, а тут опять: надо доделать 9 окон. Признаться, я в смятении просила об этом участников, ожидая от них довольно жесткой реакции. Но со стороны производителей не встретила вообще ни одного упрека или недовольства: «Нужно переделать? Конечно, переделаем!»
Тут важно понимать, что люди работают не за деньги и не ради «пиара», а из искреннего желания помочь.
Что вы почувствовали, когда приехали на Праздник Окошка в этот детский дом?
- Была только одна мысль: «Неужели это все мы сделали?» И, конечно, хотелось посмотреть на этих детей, на их эмоции. Для них ведь не так важны новые окна, сколько новые люди и новая информация. Они живут там, как рыбы в аквариуме, не видя мира вокруг и не представляя даже элементарных вещей. Например, какие бывают профессии кроме грузчика и охранника. Теперь они знают, что есть такая профессия – установщик окон. Ребята подружились с монтажниками, помнят их по именам. Любое внимание – оно дороже материальных благ. Они увидели иное: что мир не заканчивается за забором, есть что-то кроме детдома, можно чем-то еще заниматься в этой жизни.
Московский дивизион не планирует стать постоянным опекуном Ильинского детского дома?
- Нет, на постоянной основе, боюсь, просто не потянем по времени – уж очень они далеко от нас - 130 км. Но чем сможем – поможем. На Празднике Окошка администрация говорила о текущих проблемах и потребностях, постараемся их выполнить.
Есть ли уже в разработке новые детские дома, которые планируется остеклять?
- Планов пока конкретных нет. Будем смотреть в следующем году на текущую ситуацию, а там жизнь покажет. Зато точно знаем, что есть компании, которые готовы всегда безоговорочно участвовать в акции «Доброе окошко». Это «Фабрика Окон», «БРК» и «Окна XXI века». Остальные участники будут выбираться по ситуации, по удаленности от детского дома, чтобы обошлось с меньшими затратами на логистику.
Какие рекомендации вы можете дать другим подразделениям Компании ТБМ, которым придется сталкиваться с вопросом переостекления детских домов в рамках акции «Доброе окошко»? На что стоит обратить внимание? А что, наоборот, не стоит того, чтобы на этом заострять внимание и терять время?
- Первое и самое важное – смета проекта. Смета по стандарту – это смета по стандарту, а не по реальной жизни. В реальности мы столкнулись с тем, что фактические проемы окон не соответствовали размерам по смете, неожиданно хрупкими оказались старые стены. В общем, смета менялась 3 или 4 раза. При планировании в бюджете статьи «Благотворительность» нужно сразу увеличивать смету на 20-30%, чтобы потом не согласовывать каждый шаг.
Необходимо до начала работ провести экспертизу состояния здания, т.к. в нашем случае оконные проемы стали разрушаться и требовались штукатурные работы, которые оконные компании считают дополнительными услугами. За свой счет никто из участников не взялся ремонтировать стены. Пришлось штукатурить за счет ТБМ силами сотрудников компании «Фабрика Окон». Поэтому специалисты должны до начала работ оценить «масштабы бедствия», чтобы сразу быть готовыми ко всему.
Нужно также учитывать сопутствующие мероприятия, такие как погрузка и вывоз мусора. В детских домах нет в штате грузчиков, которые способны загрузить 4-5 контейнеров мусора. Нам пришлось самим искать этих грузчиков и вывозить мусор за свой счет, причем далеко не каждая компания, занимающаяся подобными услугами, бралась так далеко ехать.
Необходимо предусмотреть расходы на погрузку-разгрузку. Если в детский дом, где работают одни женщины, привезли 100 окон, то нужно понимать, что это все еще нужно разгрузить и аккуратно разместить. Это все требует своей оплаты.
Также при расчете фурнитуры стоит обратить внимание на то, что в детских учреждениях очень востребованы ручки с замком или фурнитура с безопасным открыванием - типа «детское окно», т.к. в детских домах нередки случаи самовольного ухода воспитанников.
Но могу всех уверить, что в конце, когда выполнены все работы, ты испытываешь такое чувство глубокого удовлетворения от результатов и сплоченной работы всей команды участников, что оно того стоит.