Сотрудники «ТБМ-Сибирь» Максим Сабашкин и Сергей Слепцов приняли участие в конференции по бережливому производству в городе Кемерово. 30 мая «Сбербанк России» организовал уже вторую подобную конференцию в Сибири.
Предыдущая проходила в Новосибирске в 2012 году.
Участников в этом году было значительно больше. Добавились коммерческие предприятия Кемеровской области, а также представители администраций городов и области, Федеральной службы судебных приставов.
В этот раз и состав докладчиков изменился. К постоянным уже можно отнести сам «Сбербанк» и Компанию ТБМ. А новыми выступили: ЕВРАЗ ЗСМК, «Кузнецкбизнесбанк» и Управление федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Особо стоит отметить последних докладчиков. Не часто можно встретиться с применением инструментов кайдзен в государственных структурах. «Сбербанк» совместно со службой судебных приставов провели в феврале 2014 lean-проект. Объектом улучшений выступил процесс делопроизводства по взысканию задолженности. Рабочая группа описывала текущий процесс, определяла потери, анализировала проблемы с помощью диаграммы Ишикавы, строила будущее состояние процесса, рассчитывала ожидаемый эффект. Стандартный проект, результатом которого было сокращение времени на процесс с 17 до 10,8 недель.
От Компании ТБМ докладчиком выступал кайдзен-менеджер Максим Сабашкин. Выступление было посвящено стратегии Компании, развертыванию политики и совершенствованию процессов.
Стоит отметить, что уровень внедрения и понимания роли бережливого производство во всех компаниях разный. Многие стремятся к получению экономии. И успех от мероприятий по улучшениям оценивают в рублях. Причем экономия не реальная, а расчетная. Например, в результате улучшений сотрудник стал тратить на 10 минут меньше времени в день, соответственно в год примерно это 4-5 рабочих дней, потом это волшебно превращается в деньги, суммируется с другими результатами и попадает в презентацию.
В целом ничего страшного, если кто-то взял и посчитал экономию. Если она фактически была. Но при таком подходе исчезает цель и стремление к совершенству. Всё сводится к проведению мероприятий, которые дадут больше вот такой вот «экономии».
Другой вариант – это стремиться к достижению показателей: по уровню качества, производительности, скорости обслуживанию, длительности процесса и других. Но цифры для целевых показателей берутся интуитивно руководителем, цифры вполне достижимые, но непонятно, что означающие для компании, клиента или общества. Цифра становится целью, а стремление к идеальному процессу забывается.
В этом смысле позиция Компании ТБМ значительно отличается. ТБМ ставит качественную цель лидерства в поставках «точно в срок». ТБM меняется и меняет окружающую среду, создает корпоративную культуру, ориентированную на совершенствование Компании. Задача – научиться адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.
Доклад о понимании бережливого производства в ТБМ позволил многим взглянуть по-другому на совершенствование. Наши коллеги увидели скрытые проблемы в том, что ставят цели в виде показателей, а успех оценивают по финансовой экономии. Признали, что «зависают» на мелких улучшениях и не двигаются вперед к идеальному состоянию, принципиально не меняют процессы.
Вопросов было много, еще больше обсуждений в кулуарах. Но по итогам голосования, в котором приняли участие все гости конференции, доклад ТБМ был признан лучшим, а в качестве награды был вручен набор книг из библиотеки «Сбербанка».