12 ноября 2014 года на площадке архитектурной школы МАРШ состоялся круглый стол «Специальные проекты фестиваля «Зодчество-2014». Кураторы, среди которых Андрей и Никита Асадовы, Елена Гонсалес, Александр Змеул, Оскар Мамлеев, Елена Петухова, Алексей Комов, Вероника Харитонова, Александра Селиванова и Борис Кондаков, рассказали присутствующим о философии своих выставочных проектов, их профессиональной и общественной направленности, а также поговорили об идентичности российской архитектуры.
Открыл обсуждение Андрей Асадов, рассказав о целях и задачах XXII фестиваля: «В этом году перед нами стоит задача повысить смысловую составляющую «Зодчества» и сделать его одной из центральных дискуссионных площадок страны, способной задавать вектор развития российской архитектуры на год вперед. А главная тема — «Актуальное идентичное» — попытка понять, что же вдохновляло отечественное зодчество в прошлом, что может стать источником вдохновения архитектуры нынешней и что может толкнуть ее в будущее. И с помощью ряда замечательных спецпроектов мы попробуем это выяснить».
Елена Гонсалес представила спецпроект «Esperanto советской архитектуры»: «Тема идентичности меня никогда особо не волновала, — призналась она, — но так получилось, что программа «Советский модернизм», которую мы ведем уже больше года, совпадает с этим дискурсом. Все мы, и молодые люди, и люди старшего поколения, связаны с архитектурой 1960-х. Типовое жилье, клубы, кинотеатры, школы и детские сады воспринимаются как общее всеми жителями страны. Мне кажется, это и есть та самая идентичность, которая нас сформировала, мы все вышли из этой эпохи».
Вероника Харитонова, куратор спецпроекта «Деревянное зодчество», тоже говорит в своей работе о наследии прошлого, призывает обратить внимание на древесину, материал, который активно и умело использовали при строительстве наши предки: «Деревянная архитектура Древней Руси вполне современна, ее отличает лаконизм, экономичность, рациональность, энергоэффективность. Из нее можно черпать вдохновение, постоянно находить новые идеи и решения».
Команда куратора Оскара Мамлеева, наоборот, должна заглянуть в будущее, представить, что ждет российскую архитектуру: «Главное в этом вопросе — молодежь, студенты. Все зависит от того, как они будут воспитаны, как будут понимать жизнь. Сейчас начали возникать архитектурные школы с новой методикой обучения. И мы покажем школы Евгения Асса, Сергея Малахова и Александра Ермолаева. С помощью них мы хотим ответить на вопрос «какое будущее у российской архитектуры?». А еще мы пригласим на фестиваль ребят из нескольких вузов, которые в течение трех дней тоже будут пробовать заглянуть вперед и найти ответы».
Александр Змеул затронул знакомую и понятную жителям столицы тему — метро: «Московский метрополитен. 80 лет в поисках идентичности» — этот спецпроект, курируемый главным архитектором столицы, идеально попадает и в идентичность, и в актуальность. Нам хочется показать метрополитен не как застывшую музыку, а как живой, активный процесс, открыть всю его «кухню». Уверен, что после знакомства с нашей экспозицией, все по-другому взглянут на старые и новые станции. В ближайшие годы нас ждет огромный объем метростроительства, надеемся, что архитектуре будущих станций будет уделяться больше внимания».
Елена Петухова, куратор спецпроекта «Генетический код», в своей презентации сделала акцент на необходимости в вопросах исследования специфики российской архитектуры избегать клише, стереотипы, некие базовые образы, которые, как матрешка или хохломская роспись, могут представлять Россию для всего мира: «Чтобы узнать, что же такое российская архитектура, надо просто обратиться к людям, которые ее создают, к нашим зодчим. И мы объявили открытый конкурс. Пусть представители профессионального сообщества создадут плакаты, на которых в любом виде, в любых символах будет отражено, что же такое российская архитектура».
Алексей Комов в спецпроекте «Архитектурный Крым» на примере русского города Евпатория поразмышляет о традиции советской архитектуры: «Наш проект — результат того, как мы вместе с молодыми архитекторами Крыма подняли процесс идентичности внутри культурного сообщества, и как в результате дискуссии родились три части экспозиции «Мастер», «Курортоград», «Панорама».
Александра Селиванова и Борис Кондаков также привязали свой спецпроект к конкретному месту — району Шаболовки. Это совершенно уникальное пространство, на примере которого можно понять социально-архитектурный эксперимент 1920-30-х годов, увидеть модель всех этапов формирования нового советского человека: от рождения до смерти. «Мы попытаемся найти и расшифровать следы эксперимента, попытаемся заново «собрать» тот идеальный мир, понять, что сейчас для горожан значат оставшиеся на Шаболовке памятники авангарда, и как можно превратить этот район в знаковое для культуры и туризма место», — ответила Александра.
Подхватив тему авангарда, Никита Асадов как идеолог фестиваля пояснил, что в этом году организаторы начинают программу 100-летия авангарда, расцвет которого по разным данным пришелся на 1914 год: «Произошло совпадение дат, наследие снова становится актуальным, поэтому мы хотим проанализировать, какие сейчас существуют варианты его включения в жизнь».
Обсуждение спецпроектов переросло в дискуссию о том, как можно обновить отечественную архитектуру и что может наполнить ее смысловым содержанием в современной ситуации. Многие пришли к выводу, что настало время обратиться к реальности, к тому, что происходит в нашей стране, и перестать гнаться за далекими идеалами, стремиться вписаться в мировой контекст: «Пора задуматься и осознать свое место в процессе развития национальной архитектурной школы, понять, что каждая твоя новая постройка — это кирпичик, который ведет тебя к развитию этой школы. И XXII фестиваль «Зодчество» дает такую возможность», — сказала Елена Петухову.
Увидеть все спецпроекты, поучаствовать в мастер-классах, вспомнить историю отечественного зодчества и поразмышлять о его будущем можно будет в Гостином дворе с 18 по 20 декабря на фестивале «Зодчество-2014».