|
Ошибочная политика Минстроя России приводит к появлению всё новых барьеров для доступа Российской продукции не только на рынки стран Европейского союза, но и на рынки ближайших союзников России по ЕАЭС и СНГ.
В 2010 году Президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали соглашение о создании Таможенного союза, который впоследствии перерос в Евразийский экономический союз. Одной из главных целей создания объединения является обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Сразу после подписания соглашения о создании Таможенного союза Президенты стран - членов ЕАЭС поручили Минстрою России разработку союзного технического регламента «О безопасности зданий, строений и сооружений, строительных материалов и изделий». Для подтверждения требований регламента необходимо было создать его доказательную базу - разработать единые межгосударственные стандарты на строительные материалы, изделия и конструкции для применения во всех странах ЕАЭС, а также единые методы испытаний и оценки показателей строительных изделий. Регламент должен был определить четкие и прозрачные формы и схемы подтверждения соответствия строительной продукции требованиям стандартов, а также процедуры выхода на рынок новой не стандартизованной продукции. Все это вместе должно было снять все технические барьеры для торговли строительными материалами и изделиями в пределах границ ЕАЭС, обеспечить выход на рынок только качественной и безопасной продукции.
По прошествии шести лет можно констатировать тот факт, что Минстрой России с этим поручением не справился, а долгожданный технический регламент под руководством Минстроя России не будет принят даже в ближайшей перспективе.
Промышленность строительных материалов функционирует сегодня в каждой из стран ЕАЭС по своим правилам, а в случае Российской Федерации – и вовсе без правил. Проект федерального закона «Технический регламент о безопасности строительных материалов и изделий» был еще в 2009 году принят Государственной Думой в первом чтении, однако работа над ним была прекращена в 2010 году на основании письма Правительства Российской Федерации, в котором было рекомендовано прекратить разработку любых национальных технических регламентов в связи с созданием единой нормативной базы технического регулирования на пространстве Таможенного союза и ЕврАзЭС.
Таким образом, Российская Федерация является единственной страной ЕАЭС без обязательных требований к строительным материалам и изделиям. Именно Минстрой России является сегодня ответственным за то, что рынок Российской Федерации наводнён контрафактной и фальсифицированной строительной продукцией, а доступ на рынки Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии для российских строительных материалов затруднён, т.к. в каждой из этих стран действуют свои стандарты на строительные материалы (изделия) и конструкции, а также свои правила и процедуры выхода их на рынок, утверждённые законодательно.
Более того, в результате неэффективной работы по организации разработки межгосударственных стандартов в строительстве, проводимой Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (далее - МНТКС), возглавляемой Минрегионом России (в настоящее время – Минстроем России), на основании решения Межгосударственного Совета по стандартизации, сертификации и метрологии (далее - МГС) от 15 ноября 2012 г. полномочия МНТКС по разработке межгосударственных стандартов в области строительства с 1 января 2013 года прекращены (протокол МГС № 42-2012 от 15 ноября 2012 года). До декабря 2015 г. в рамках МГС полномочия по вопросам межгосударственной стандартизации строительных материалов и изделий не осуществлялись. При этом по данным Минстроя России 85% стандартов в России в области строительства разрабатывается в форме межгосударственных стандартов.
Не дожидаясь, пока Минстрой России выполнит взятое на себя обязательство по согласованию союзного технического регламента, страны ЕАЭС и СНГ создали межгосударственный технический комитет «Строительные материалы и изделия» в целях обеспечения действия на территории ЕАЭС и СНГ единых стандартов на строительную продукцию и создания доказательной базы будущего технического регламента ЕАЭС.
В соответствие с протоколом МГС № 48-2015 от 10 декабря 2015года, был создан Межгосударственный технический комитет МТК 540 «Строительные материалы и изделия». Членами МТК 540 являются: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Республика Армения, Киргизская Республика. Наблюдателями в МТК 540 являются: Республика Азербайджан, Республика Таджикистан.
Совместная работа над стандартами в рамках ЕАЭС оказалась также не интересной Минстрою России. До настоящего времени Российская Федерация в лице ТК465 (секретариат - ФАУ «ФЦС» Минстроя России) так и не присоединилась к совместной работе стран ЕАЭС и СНГ в области стандартизации строительных материалов, изделий и конструкций в рамках МТК 540.
Отечественная промышленность оказалась отрезанной от разработок союзных государств, которые активно ведутся и внедряются в практику через национальные технические регламенты. При этом межгосударственные стандарты в соответствии с Договором о создании ЕАЭС имеют приоритет по отношению к национальным стандартам - они должны в первую очередь применяться для подтверждения соответствия требований регламентов, и только при их отсутствии применяются национальные стандарты. Современные стандарты на строительные материалы и изделия поддерживают экспортные возможности стран СНГ - например, обеспечивают выход 38-ми белорусских предприятий на европейские рынки.
Такое положение дел просто не может устраивать отечественную промышленность. В связи с вышеизложенным, учитывая, что основным пользователем стандартов на строительные материалы и изделия, конструкции заводского изготовления, является производящая их промышленность, в целях активизации работы по стандартизации строительных материалов и изделий в России, а также включения Российской Федерации в полноправные члены межгосударственного технического комитета 540 «Строительные материалы и изделия», Ассоциация «НАППАН» проявила инициативу по созданию нового технического комитета «Строительные материалы, изделия и конструкции».
В соответствии с международной практикой, технические комитеты должны быть независимы от административного давления органов власти и должны создаваться на паритетных началах и добровольной основе на базе негосударственных, общественных и профессиональных экспертных организаций с привлечением их организационных, кадровых и финансовых ресурсов.
Базовая организация секретариата нового технического комитета, а также его руководитель в настоящее время не определены, и данный вопрос будет решаться Минпромторгом России и Росстандартом, также как и вопросы структуры будущего комитета и направления его взаимодействия со смежными комитетами. Ассоциация «НАППАН» не претендует на лидерство в техническом комитете и предлагает всей отечественной промышленности стройматериалов подумать над этими вопросами вместе.
На сегодняшний день уже более 30 отраслевых объединений и отдельных компаний поддержали создание нового технического комитета и направили представителей для работы в новом техническом комитете. Формируется программа стандартизации на 2017 год, которая уже включает 85 стандартов на производство различных строительных материалов и конструкций, их методы испытаний и оценки показателей. При этом программа предусматривает, в том числе разработку стандартов на базе международных и европейских стандартов с учетом национальных особенностей Российской Федерации. Разработка стандартов на строительные материалы и изделия будет осуществляться с учетом базовых требований к зданиям и сооружениям, установленных в российском "Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений" и поддерживающих его сводах правил и стандартах. В программе стандартизации предусмотрены как инициативные разработки, так и разработки за счет средств федерального бюджета.
Ассоциация НАППАН не планирует заниматься разработкой стандартов собственными силами. Все разработки нового технического комитета будут вестись ведущими представителями отечественной строительной науки. В частности, заявки на участие в работе технического комитета уже направили Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Другие ВУЗы и НИИ также приглашаются к работе в новом техническом комитете.
Приглашаем все организации, заинтересованные в создании современной нормативно-технической базы строительной индустрии, в продвижении на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья собственных апробированных на практике разработок и результатов научно-исследовательских работ в области производства строительных материалов и изделий, поддержать создание нового ТК и войти в его состав.
Исполнительный директор Ассоциации «НАППАН» Горохов Алексей Юрьевич
+7 (967) 148-43-70, alexey.gorokhov@nappan.ru
Дополнительно сообщается:
Деятельность по стандартизации регулируется Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Согласно закону, в случае принятия решения о создании нового технического комитета, Росстандарт (подведомственная организация Минпромторга России) осуществляет публикацию соответствующего уведомления на официальном сайте в сети интернет.
11.08.2016г. Росстандарт опубликовал на своём официальном сайте уведомление о формировании ТК "Строительные материалы (изделия) и конструкции". Приём заявок на участие в работе нового технического комитета по стандартизации в настоящее время продолжается и завершится 8 ноября 2016г.
http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=3858
Создание ТК "Строительные материалы (изделия) и конструкции" будет сопровождаться исключением соответствующей области стандартизации из сферы компетенции ТК 465 «Строительство».
Кроме того, в целях выполнения пункта 5 плана мероприятий (дорожной карты) «Совершенствование технического регулирования в строительной сфере» (поручение Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № ДК-П9-9653) Росстандартом издан приказ от 22 мая 2015 г. № 601 «О взаимодействии технических комитетов при разработке документов области национальной стандартизации» (далее – Приказ). Приказ предусматривает исключение дублирования при разработке проектов стандартов в смежных областях стандартизации на стадии формирования программы национальной стандартизации на плановый период путем необходимости согласования разрабатываемых тем ТК на этапе планирования, и контроля Росстандартом на стадии приемки, благоприятствует прозрачности и доступности участия в разработке нормативных документов наиболее квалифицированных специалистов для качественного решения поставленных задач, способствует повышению эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, распространенная Минстроем России информация о каком бы то ни было дублировании в деятельности технических комитетов не соответствует действительности.
Минстрой России в сообщениях, распространенных пресс-службой ведомства, исказил также поручения Президента Российской Федерации по итогам Государственного Совета, прошедшего 17 мая 2016 года. По итогам его работы не было дано поручений в области стандартизации строительных материалов и изделий. Вопросы технического регулирования в области строительства остаются в ведении Минстроя России.
В то же время в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (пункт №7 протокола заседания Президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию России от 04.03.2014 года) необходимо провести оптимизацию структуры и практики работы технических комитетов по стандартизации в области строительства.
Технические комитеты по стандартизации в соответствии с федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации" создаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (Росстандарт) и занимаются исключительно вопросами стандартизации. Причем цели и задачи стандартизации (статья 3 закона "О стандартизации в Российской Федерации") намного шире обеспечения вопросов технического регулирования, и включают в т.ч. повышение качества и конкурентоспособности продукции, внедрение передовых устранение технических барьеров в торговле, обеспечение рационального использования ресурсов.
Справочно:
В Ассоциацию «НАППАН» сегодня входят как предприятия, работающие только в России: ПрофХолод, Лиссант, Пиррогрупп, Техностиль и др., так и компании, имеющие помимо заводов в России производства в целом ряде других стран: ТехноНИКОЛЬ, ИЗОБУД, Кингспан, Изопан, Covestro, Эластокам (СП BASF и Нижнекамскнефтехим), Дау Изолан (СП Dow Chemical и Владимирского завода Изолан), Huntsman, Wanhuachemicalgroup, CANNONEurasia, SAIP, H&S Anlagentechnik, Hennecke GmbH, Bradbury Group, OMS Group и др.
Имея большой опыт производства строительных материалов, участия в проектах проектирования и строительства зданий по всему миру, мы в первую очередь заинтересованы в интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнёра, а также в повышении конкурентоспособности нашей продукции на мировых рынках и, в первую очередь, – на рынках стран ЕАЭС, СНГ и Европейского союза.Мы считаем, что сегодня в Российской Федерации сложились уникальные возможности для производства строительных материалов и экспорта продукции, отвечающей международным стандартам, за пределы России. Для этого нам и представителям других подотраслей промышленности строительных материалов сегодня как никогда активно необходимо участвовать в принятии национальных и межгосударственных (действующих на территории ЕАЭС) стандартов на нашу продукцию.
Именно для реализации этой возможности в Российской Федерации создается новый технический комитет по стандартизации «Строительные материалы (изделия) и конструкции».
www.know-house.ru/novosti/
|
|