19 апреля 2017 года в Москве состоялся национальный финал международного конкурса для студентов «Проектирование мультикомфортного дома-2017», в котором приняли участие 11 команд из шести городов России: Волгограда, Воронежа, Пензы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Томска. Авторитетное жюри оценило представленные проекты по восстановлению городской среды одного из микрорайонов Мадрида и определило победителей. Первое и второе места поделили между собой команды Томского государственного архитектурно-строительного Университета, которые будут представлять нашу страну на международном финале в Испании.
Организатором конкурса «Проектирование мультикомфортного дома» является ISOVER (компания «Сен-Гобен»). В этом году официальными партнерами российского этапа конкурса стали Совет по «зеленому» строительству, компания «Графисофт СЕ» (GRAPHISOFT), представляющая бренд ARCHICAD, и компания «Бош Термотехника», представляющая бренд Buderus, а в состав жюри вошли ведущие специалисты в области архитектуры и строительства.
Финалистам национального этапа конкурса вручены дипломы, специальные призы и денежные вознаграждения от партнеров и организаторов студенческого конкурса. Команда-победитель в составе Амыра Кыдыева, Евгения Шабалина и Юлии Петровой (преподаватель-куратор Попова Зинаида Владимировна) получила награду в размере 75 000 руб. Занявшей второе место команде в составе Юлии Виноградовой, Дениса Скрипченко и Алёны Колесниковой (преподаватель-куратор Стахеев Олег Васильевич) вручили денежный приз в размере 50 000 руб. Команда Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в составе Ильяза Хайрова и Светланы Кожаевой (преподаватель-куратор Кутырев Владимир Геннадьевич) заняла третье место и получила 25 000 руб.
Дополнительно призовым местом была отмечена команда из Санкт-Петербурга. Данный проект был отмечен за самую лучшую интеграцию проекта в архитектурную среду Мадрида. Команда учла особенности района и органично вписала здание после реконструкции в окружающую среду. И заняла почетное четвертое место на конкурсе.
Команда-лидер национального финала представила проект реконструкции, выполненный в концепции «Ноев Ковчег». Жилые дома объединили каркасными сквозными торцевыми пристройками, в которых расположили лифты и детские игровые площадки (высотой в 2 этажа). В результате был создан образ корабля, в носовой части которого (на первом этаже) устроили ячейки для хранения. Палубой стала эксплуатируемая кровля. Здесь предусмотрено устройство мини-бассейнов, а также рекреационных зон в надстройках под скатными крышами. Энергосбережение обеспечивается за счет вентиляционного фасада на базе теплоизоляционной системы ISOVER. В качестве защитно-декоративного экрана использованы фиброцементные панели, имитирующие деревянную обшивку корабля. Тандем гелио системы и теплового насоса BUDERUS используется для отопления и горячего водоснабжения квартала. Между домами разбиты сады для всех квартир, а подъезды ведут в парк, в котором установлены скульптуры животных – ещё одна отсылка к «Ноеву Ковчегу».
Команда, занявшая второе место, в своем проекте применила целый ряд интересных решений. Внимание жюри привлекла консольная терраса на четвертом этаже. Еще одна яркая деталь – телескопический дворовой кинотеатр для всех жителей квартала. Чтобы не создавать нежелательного шума, просматривать кинофильмы предлагается в Wi-Fi наушниках. К тому же для обеспечения акустического комфорта использованы продукты ECOPHON компании «Сен-Гобен». Звукоизоляционную функцию исполняет вентиляционный фасад с теплоизоляцией ISOVER. На эксплуатируемой «зеленой» кровле предусмотрена установка гелио системы.
Команда из Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (третье место) создала проект на основе концепции «Губка Менгера», то есть математического объекта, который при ограниченном объеме имеет неограниченную плоскость поверхности. Реконструкция предполагает надстройку пятого (с частично зеленой кровлей) и шестого этажей, а также возведение дополнительных блоков. К тому же предполагается наличие лоджий и балконов в виде сот. Программа благоустройства парка включает возведение особого навеса для прогулок в двух уровнях.
Участники конкурса продемонстрировали творческий подход, представили оригинальные архитектурные и технические идеи. Председатель жюри Александр Николаевич Ремизов — председатель правления НП Cовет по «зеленому» строительству и председатель Совета по экоустойчивой архитектуре Союза архитекторов России подчеркнул: «Выполнение конкурсного задания требует от студентов не только принятия архитектурного решения, но и знания основ энергоэффективности. Конкурс приобщает студентов к мировой практике, отводящей архитектору роль режиссера, объединяющего профессионалов других строительных специальностей в гармоничный и высокопродуктивный союз. Важно, чтобы конкурсанты прониклись пониманием главной миссии архитектора – отстаивать интересы общества. Без этого зеленое строительство и устойчивое развитие невозможно».
Студенты, выступившие на национальном финале, отметили, что за время конкурса они узнали много нового и полезного о современных технологиях, архитектурных и конструктивных решениях, практическом применении энергоэффективных продуктов, то есть то, с чем они не сталкиваются в процессе учебы. Приобретенные знания и навыки имеют большое значение для их будущей профессиональной деятельности, а помощь организаторов в ходе подготовки к конкурсу невозможно переоценить.
Наталия Чупыра, руководитель направления «Энергоэффективность и зеленое строительство» Saint-Gobain ISOVER так прокомментировала национальный финал конкурса: «Мы довольны качеством работ. В конкурсе приняли участие лучшие студенты, которые выполняли задание под руководством прогрессивных преподавателей. Конечно, проекты имеют неоднозначные моменты, что объясняется, прежде всего, недостатком опыта конкурсантов, которые впервые столкнулись с практикой реального архитектурного проектирования. Но энергоэффективное и зеленое строительство только развиваются в России, и мы даем возможность будущим архитекторам уже сейчас углубиться в эти вопросы».
Михаил Хомкин, руководитель отдела продукт менеджмента компании «Бош Термотехника» отметил: «Специалисты компании Бош Термотехника очень ответственно подошли к выбору команды финалиста, в заявленном нами, дополнительном конкурсе. Была создана рабочая группа для изучения проектов, в которых использовалась наша продукция. По результатам обсуждения мы выбрали команду, которая не только указала наименование бренда Buderus, но и технически грамотно применила оборудование под этой маркой в своем проекте. Спасибо ребятам за их добросовестный труд».
«Важно отменить, что все большее количество студентов уходят от использования 2D-решений и предпочитают создавать свои проекты с использованием BIM-технологии. И в этом году мы отметили, что значительно увеличилось число работ, выполненных в ARCHICAD®. Кроме того, серьезно выросло качество самих проектов как с архитектурной точки зрения, так и с точки зрения детализации и проработки BIM-модели. Со своей стороны, мы постарались предоставить студентам максимальное количество информации, которая могла им помочь в процессе создания проекта и ускорить их работу. Поэтому мы надеемся, что они будут активно развивать полученные знания и применять их на практике в будущем» – отметила Мария Калашникова, специалист по образовательным программам GRAPHISOFT Россия.
О КОМПАНИИ «СЕН-ГОБЕН»
«Сен-Гобен» разрабатывает, производит и поставляет высококачественные материалы и решения, которые помогают улучшить условия жизни каждого человека и общества в целом. Продукция «Сен-Гобен» находит широкое применение в самых разных сферах: в жилых домах, на транспорте, в элементах инфраструктуры и во многих отраслях промышленности. Комфорт, безопасность и безупречные характеристики материалов незаменимы при решении задач экологически устойчивого строительства, эффективного использования ресурсов и противодействия изменению климата. Мировой лидер в создании комфортного пространства.
В 2016 году ОБЪЕМ ПРОДАЖ «Сен-Гобен» составил 39,1 млрд. евро. Группа имеет представительства в 67 странах мира.
В штате – более 170 000 сотрудников. www.saint-gobain.com
О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ISOVER:
ISOVER более 75 лет является мировым стандартом качества теплоизоляции. Материалами ISOVER утеплен каждый третий дом в Европе. ISOVER – единственный бренд в России, имеющий в своем портфолио продукты как на основе стекловолокна, так и каменного волокна. За 23 года компания стала ведущим игроком на российском рынке строительных материалов.
Продукция ISOVER обеспечивает эффективную защиту от холода и шума, повышает комфорт и энергоэффективность дома, сокращает затраты на его эксплуатацию. В 2013 году ISOVER был отмечен премией Правительства г. Москвы «Берегите энергию!» в номинации «Технология года». Материалы ISOVER имеют экомаркировку от независимого экологического института, подтверждающую безопасность продукции для здоровья человека и окружающей среды. В 2013 году ISOVER вышел на новый уровень, получив экомаркировку EcoMaterial Absolute. Согласно стандарту EcoMаterial, продукция, отмеченная наивысшей степенью – Absolute, соответствует современным стандартам экологичности и безопасности, является инновационной и высокотехнологичной, а ее использование способствует модернизации строительной отрасли.