Объём российского рынка насосного оборудования составляет около 800 млн евро, из них 13-16% приходится на энергоэффективное оборудование. Однако, несмотря на рост доли последнего в данном сегменте, его развитию препятствует несовершенная практика исполнения законодательства, убеждены эксперты компании Grundfos.
Продажи энергоэффективного оборудования Grundfos в сегменте частных жилых домов выросли по сравнению с предыдущими периодами. Так, в 2017 году их доля составила 19% от всего реализованного оборудования, в 2016 г. – 15%, в 2015 г. – 10%, в 2014 г. – 7%. Аналогичный показатель для сегмента коммерческих зданий, промышленных сооружений и спортивных объектов для указанных периодов составил 18%, 17%, 15% и 15% соответственно. По прогнозам Grundfos, ежегодный прирост доли в продажах энергоэффективного насосного оборудования в России составит в среднем 1-2%. Российский рынок насосного оборудования частных жилых домов, в том числе летних дачных домов, представлен в основном китайскими производителями. По оценкам специалистов Grundfos, на их долю приходится до 72% продаж в штуках. 25% рынка занимают европейские производители и 3% – российские, на предприятиях которых сборка производится из импортных, в основном китайских комплектующих. В сегменте строящихся коммерческих и промышленных зданий, в том числе спортивных объектов, аэропортов, транспортной инфраструктуры и так далее, распределение приблизительно следующее: 78% оборудования производится европейскими компаниями, 2% – российскими и 20% – преимущественно китайскими.
«Несмотря на определённую динамику в продажах, использование энергоэффективных решений осложняется существующей практикой. Формально в России действует закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (№261-ФЗ), который предусматривает снижение энергоёмкости ВВП на 40% к 2020 году. Однако на практике к 2018 году этот показатель сократился лишь на 13%, – говорит Сергей Захаров, директор Департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос». – Ситуацию осложняет существующая практика в сфере госзакупок: руководствуясь законодательством, заказчики нередко предпочитают оборудование по самой низкой цене, которое в большинстве случаев не обладает заявленными энергоэффективными характеристиками».