Российский рынок строительных материалов все более включается в глобальные экономические процессы. Дефицит каменной ваты на европейских рынках позволил ТЕХНОНИКОЛЬ увеличить экспортные поставки. При этом внутри страны растет импортозамещение в тех сегментах строительных материалов, где пока сохранялась высокая доля зарубежных производителей.

Производственная компания ТЕХНОНИКОЛЬ, возглавляемая Сергеем Колесниковым, подвела итоги работы за первое полугодие 2018 года. Компания выпускает широкий спектр строительных материалов, включая гидро- и теплоизоляцию, кровельные материалы, монтажные пены, добавки в бетон, материалы для дорожного строительства и многое другое. При этом продукция ТЕХНОНИКОЛЬ экспортируется в 95 стран мира, а производства располагаются в семи странах. Масштабы деятельности компании позволяют оценить не только перспективы и выявить проблемы российского рынка, но и проанализировать международные тренды.
В России в первом полугодии 2018 года наблюдались крайне противоречивые тенденции. С одной стороны, достаточно стабильно чувствовало себя промышленно-гражданское строительство, в том числе коммерческие объекты, ЖКХ. При этом значительно снизилась активность частных потребителей, что негативно сказалось на продажах в DIY-сетях, строительных рынках, небольших магазинах. «Это очень показательная тенденция, демонстрирующая ситуацию с накоплениями россиян, - отмечает президент и совладелец Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ Сергей Колесников. - В кризис 2008 года частные потребители стремились потратить накопления и вкладывали их в строительство дач, бань, ремонты квартир. В последний кризис этого не произошло. И ситуация, что тревожно, не выправляется. Потребление сокращается. Это говорит о том, что серьезных накоплений у частных клиентов нет».
На развитие отдельных направлений ТЕХНОНИКОЛЬ повлияли как ситуация на российском рынке, так и глобальные тенденции. Фантастические темпы роста показало новое направление, развиваемое ТЕХНОНИКОЛЬ. В 2016 году компания запустила в Рязани первое производство монтажных пен. Следует отметить, что до недавнего времени в этом сегменте превалировала продукция зарубежных производителей. За первое полугодие 2018 года направление монтажных пен продемонстрировало рост в 5 раз, что поможет развитию импортозамещения на данном рынке.
Высокими темпами росли продажи каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ, что связано в первую очередь с дефицитом на европейских рынках. «В Европе резко увеличилось потребление базальтовой теплоизоляции. На это повлияли рост строительства, программа «Директива-2020», в соответствии с которой планируется переход на пассивные дома, - рассказывает Сергей Колесников. – В итоге мы активно поставляли каменную вату как с наших европейских, так и с российских предприятий. Эта ситуация вряд ли будет длиться долго, но она помогает нам чувствовать себя более уверенно в условиях волатильности российского рынка».
При этом не все направления теплоизоляции развивались равномерно. Например, российский рынок экструзионного пенополистирола в первом полугодии не вырос. Более того, затянувшаяся зима привела к снижению спроса в марте-апреле, что в свою очередь обострило конкуренцию между производителями.
Компания активно развивала экспортные продажи широкого ассортимента продуктов. В том числе на 300% выросли объемы поставок полимерных мембран в СНГ. Самыми быстрорастущими регионами являются Азербайджан и Киргизия. Также были подписаны первые контракты в Узбекистане.
Постепенно увеличивается присутствие ТЕХНОНИКОЛЬ на рынках Юго-Восточной Азии. Компания поставляет продукты в Тайланд, Филиппины, Малайзию, много проводит обучение подрядчиков в регионе. Подписан контракт на поставку инновационной теплоизоляции PIR для строительства крупного торгового центра в Индии.
«Мы ждем, что второе полугодие в России будет лучше первого, что может быть связано с возобновлением строек, остановленных на время Чемпионата мира по футболу, прогнозируемыми инвестициями в медицину, образование и инфраструктуру, повышением требований к энергоэффективности, - комментирует Сергей Колесников. – В целом по итогам 2018 года мы рассчитываем показать рост около 10%. Но результаты будут зависеть от общей ситуации в российской экономике, потребительских настроений, а также от общемировых экономических тенденций».