Подведены итоги первого этапа проекта «Цвета потери тепла», прошедшего при поддержке PAROC. Подобного исследования еще не было в России: с помощью бытовых тепловизоров волонтеры создали «тепловые» портреты 126 объектов, в том числе, и 33 исторических зданий.
Проект «Цвета потери тепла» стартовал в середине февраля 2020 года. Социальную инициативу по изучению потерь тепла жилых зданий и других объектов из-за отсутствия эффективного утепления и энергоффективных решений поддержали в PAROC.
За три месяца волонтеры побывали в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Архангельске, Рязани, Вологде и Череповце. При выборе объектов для изучения потерь тепла приоритет был отдан домам массовых серий, строительство которых велось с конца 50-х до середины 90-х годов прошлого века. Это кирпичные и панельные «хрущевки» и «брежневки», «панельки» из 90-х, которые чаще всего встречаются в разных регионах нашей страны. Пригласить волонтеров для «тепловой» съемки своего дома мог любой из жителей городов, вошедших в географию проекта. Для этого достаточно было оставить обращение в официальных аккаунтах проекта «Цвета потери тепла».
Для сравнения теплопотерь домов массовых серий с другими зданиями и сооружениями волонтеры провели съемку нескольких исторических и знаковых объектов. Так в Москве в «прицел» тепловизоров попали 26 объектов, включая стадион «Лужники», «дом-яйцо» и башню «Федерация». В Санкт-Петербурге исследовано 22 объекта, в том числе, созданы «тепловые» портреты Кунсткамеры, Русского музея (Корпус Бенуа) и Зимнего дворца. В Вологде волонтеры замерили тепловые потери 17 зданий, среди которых были Музей кружева (XIX век) и Дом-музей Петра I (XVIII век).
В Череповце наряду с домами массовых серий (16 объектов) на предмет теплопотерь были проверены усадьба дворян Гальских (XIX век) и Дом-музей Ивана Милютина (XIX век). В Петрозаводске среди 20 объектов оказалось два музея: Музей изобразительных искусств постройки 1790 года и Национальный музей Республики Карелия (XIX век). В Архангельске волонтеры изучили теплопотери 8 объектов, в том числе, и самого старого в городе каменного строения. Это здание Гостиного двора, построенное в конце 17 века, где сейчас располагается Краеведческий музей.
В Рязани волонтеры создали «тепловые» карты 15 объектов, среди которых оказался дом Овсянникова, музей Пожалостина, усадьба академика Павлова.
Самыми «старыми» объектами, участвующими в исследовании, стали здания Москвы: палаты старого английского двора и Путевой дворец Василия III. На другом конце «возрастного рейтинга» - новостройки Санкт-Петербурга, некоторые из них еще не полностью сданы в эксплуатацию.
Самым «теплым» из отснятых 126 объектов стал Дом-музей Петра I в Вологде (дата постройки – вторая половина XVII века). Ну а самым холодным, как показала съемка, признан дом-«корабль» в Приморском районе Санкт-Петербурга (серия 1ЛГ-600, строительство велось с 1967 по 1989 год).
В общей сложности в проекте «Цвета потери тепла» было сделано 1565 «тепловых» фотографий общим объемов 8 ГБ. «Тепловая» съемка 126 объектов заняла 168 часов или 7 суток!
В PAROC высоко оценивают результаты волонтерского исследования. Как подчеркивает Таисия Селедкова, директор по маркетингу и коммуникациям PAROC в России, полученные данные позволили наглядно представить на всеобщее обозрение, в каком состоянии с точки зрения энергоэффективности и энергопотерь находится жилищный фонд в российских мегаполисах и регионах. Не менее важным является и вовлечение в процесс жителей домов. От них поступило более 230 заявок на съемку.
«Социальная активность, стремление изучить проблему, желание взяться за ее решение, неравнодушие людей – это, пожалуй, самый важный результат проекта. Мы, со своей стороны, готовы провести необходимую работу со всеми заинтересованным сторонам – региональным администрациям, отраслевым комитетам, управляющим компаниям, фондам капремонта – консультации по вопросам внедрения энергоэффективных решений при проведении работ, в том числе по утеплению. У нас и наших партнеров в регионах накоплен богатый опыт по применению качественных и долговечных теплоизоляционных материалов в реконструкции жилого фонда. Уверены, что эта практика будет полезна», - говорит Таисия Селедкова.
По ее словам, с наступлением нового отопительного сезона осенью 2020 года проект «Цвета потери тепла» будет продолжен, но уже в более расширенном и обновленном формате. В каком – сейчас активно обсуждается.