Куда поставить «железного коня», если гараж на участке не предусмотрен? Просто на улице — обычный вариант, однако в комплекте к нему идут последствия капризов погоды, например града и снега, а также вездесущие и очень неаккуратные птицы. Если капитальное хранилище возводить не хочется (да и смысла в нём особого нет), простейшим доступным и функциональным вариантом станет навес. Что нужно предпринять, чтобы создать такое машино-место у себя во дворе? В общем, ничего чрезмерно сложного: строительство крытой площадки доступно даже тем, кто не слишком знаком с ручным трудом.
Не нарушаем закон
Благодаря тому, что навесы не относятся к капитальным строениям (это хозяйственная постройка), регистрировать и согласовывать их не нужно. Однако совсем без знания законов не обойтись: согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», расстояние от границ участка до нашего навеса должно быть не менее 1 м. То есть пристроить его к забору официально нельзя, хотя, если соседи не против, это не запрещается, но при условии официального подтверждения — письменного согласия владельцев соседнего участка.
Отмеряем точно
Размеры навеса зависят от величины выделенной вами под него площадки, а также от количества транспортных средств, которые будут там стоять. И это не только машины, но и любая техника — велосипеды, квадроциклы, газонокосилки, снегоочистители и прочее. Соответственно, заранее нужно обдумать, какие дополнительные опции вам понадобятся: например, потребуется ли стеллаж или другая система хранения? Также размеры навеса могут прямо зависеть от параметров строительных материалов, особенно если речь идёт о готовом наборе. Сегодня последние есть в разных вариантах — из деревянных балок, стальных или алюминиевых конструкций.
В целом можно ориентироваться на такие простейшие расчёты, проверенные опытом многих автовладельцев: навес должен быть на 1 м длиннее, чем стоящая под ним машина, и на 1,5–2 м шире. Если предполагается хранить два авто и/или технику, их ширину нужно сложить и добавить по 1 м с каждой стороны. При этом расстояние между автомобилями должно быть не меньше 80 см.
Высота навеса также зависит от размеров машины, включая верхний багажник. В среднем за основу можно взять 2,5 м. Выше делать не стоит, в этом случае под навес будут попадать осадки.
Боковая защита
Обычный навес защищает только сверху. Однако можно защитить пространство с боков, не возводя специально стен. В качестве альтернативы вдоль опор используются вьющиеся растения и шпалеры. Другой вариант — деревянное реечное ограждение. Кстати, растения позволяют не делать сплошную кровлю — многие породы многолетних вьюнков, в том числе девичьего винограда, вполне способны обеспечить защиту от непогоды, в частности от снега, а не только притенить площадку. И конечно, более надёжно укроет от дождя и ветра пристроенный к дому навес — когда одна стена будет капитальной.
Основа основ
Как правило, фундамент для навеса не нужен — достаточно подготовленной площадки и надёжно врытых в землю опор. Если они из дерева, его нужно обработать специальными пропитками, защищающими от гниения. Чтобы навес не «гулял» от морозного пучения зимой, вкапывать и бетонировать столбы следует на 20–30 см ниже точки промерзания (для Центральной России это около 1,5 м). Соответственно, нужно рассчитывать длину строительных материалов.
Можно применять комбинацию разных опорных систем. Например, врыть бетонные столбики и использовать на них опорные U- или H-образные кронштейны, которые привинчиваются к таким опорам.
Если речь идёт о пристроенном к капитальной стене навесе, достаточно закрепить в земле две-три опорные системы, так как другая сторона обопрётся о стену дома. Для этого к стеновой поверхности монтируется поперечная балка. Чтобы правильно подобрать крепление в таком случае, нужно знать, из чего опорная стена сделана. Также следует учитывать нагрузки, которые будут воздействовать на крепление.
Закрепляем правильно
Крепёж для «тяжёлых» условий эксплуатации обычно рекомендуют для монтажа балок к стене дома. Например, высокоэффективный стальной анкер FAZ II, который можно использовать в бетоне, и химический fischer FIS V Plus с подходящими дополнительными крепёжными элементами универсальны и подойдут для большинства обычных строительных материалов.
Стальной анкер FAZ II с колпачком из оцинкованной стали
Если стена имеет наружный теплоизоляционный слой, к которому будет примыкать брус, то следует выбирать системы для «дистанционного» монтажа. Они проходят сквозь такой слой, не оказывая влияния на него, и монтируются во внутренний несущий материал. Среди продуктов fischer для этой цели разработаны TherMax 12 и 16, а сетчатые гильзы fischer FIS H 22 x 130/200 K для сквозного монтажа будут служить в качестве термоизолированного «мостика». Они образуют соединение между внутренним и внешним несущим слоем в двухслойной кладке, которая обычно используется в России в частном домостроении.
Система TherMax для дистанционного монтажа
Стальные анкеры и анкерные шпильки для дистанционного монтажа должны быть изготовлены из нержавеющей стали (R или A4). При установке fischer TherMax теплоизоляционный слой снаружи нужно тщательно герметизировать мультиклеем и герметиком (желательно с возможностью окрашивания) для того, чтобы не проходила и не скапливалась влага.
Затем прогоны (горизонтальные балки) крыши навеса крепятся к стене с помощью установленной обрезной конструкции. Кровля дополнительно подпирается с оставшихся сторон. В данном случае с опорами соединяются дополнительные балки.
Шурупы fischer Power-Fast и Power-Full предназначены для деревянных соединений, подобных этим. Впоследствии на прогоны устанавливается выбранное вами покрытие крыши на ваш вкус, цвет и кошелёк. Обычно это профлист или поликарбонат (в таком случае кровля будет прозрачной).
Справка о группе компаний fischer
Группа компаний fischer является семейным предприятием со штаб-квартирой в Вальдахтале (Северный Шварцвальд). В 2021 году количество сотрудников достигло 5 400 человек, оборот составил 988 миллионов евро. На сегодняшний день группа fischer насчитывает 50 дочерних компаний в 38 странах мира, продукция экспортируется более чем в 120 стран.
Основные направления деятельности ГК: fischer «Крепёжные системы», fischer «Автомобильные системы», fischertechnik, fischer «Консалтинг» и LNT Automation.
Подразделение fischer «Крепёжные системы» занимает лидирующие позиции на рынке строительного крепежа. Широкий ассортимент крепёжных решений удовлетворяет потребности как профессионалов, так и домашних мастеров.
Официальным представителем fischer в России является ООО «Фишер Крепёжные Системы Рус».