Половина россиян не знают, где находятся пути эвакуации в ТРЦ, которые регулярно посещают
Прогулка по торгово-развлекательному центру — обычное дело для большинства россиян, как правило, каждый второй бывает там хотя бы раз в месяц. При этом только 16% точно знают, где в их любимых ТРЦ находятся пути эвакуации, 35% могут указать примерное направление, а остальные 49% — то есть, почти половина — не знают, где находятся пожарные выходы. Это выяснилось в ходе опроса, который провели аналитики компании РОКВУЛ, производителя строительных материалов из каменной ваты. По просьбе РОКВУЛ Александр Старостин, эксперт по комплексной безопасности, исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр», составил гайд-самоспасатель для посетителей ТРЦ.
Несмотря на то, что точное расположение путей эвакуации в посещаемых торговых центрах знает лишь каждый шестой житель России, о правилах поведения в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации в общественном месте осведомлены почти две трети опрошенных. Так, 31% помнят эти правила еще со школьных уроков ОБЖ, 25% смотрели рекомендации МЧС, а 10% изучали советы о поведении при ЧС на сайтах интернет-изданий.
В то же время, еще 9% опрошенных знают только о том, куда звонить, а 24% признались, что совершенно не знают, что делать, если вдруг столкнутся с пожаром в ТРЦ (причем из них 16% верят, что никогда не окажутся в такой ситуации).
Между тем, по данным МЧС, только за первое полугодие 2024 года на подобных объектах зарегистрировано 174 пожара (на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года). В целом в зданиях, сооружениях и помещениях предприятий торговли за первые шесть месяцев 2024 года случилось 1 041 пожар (на 5% больше, чем год назад).
Чтобы изменить ситуацию и повысить уровень знаний населения в сфере ОБЖ, необходимо выпускать короткие понятные инструкции, так считают 43% респондентов. 31% уверены, что важно привлекать внимание к теме через медиа, 23% хотели бы иметь под рукой интерактивные карты эвакуации. Кроме того, 20% полагают, что стоит запустить лекции-семинары на государственном уровне, а 14% выступили за ежегодное ОБЖ-тестирование.
Самыми главными правилами, связанными с посещением торгово-развлекательных центров и других общественных мест, 45% россиян считают правила общей безопасности . 30% полагают, что прежде всего нужно знать правила поведения при чрезвычайных ситуациях, 19% уделяют внимание правилам поведения посетителей. Для 6% в приоритете оказались правила пользования подземной парковкой.
Рассуждая о том, что нужно внедрить в самих ТРЦ для повышения осведомленности о правилах поведения при пожарах и других ЧС, 42% россиян предложили более ярко выделять аварийные выходы и добавить напольную разметку. 32% считают, что необходимо запустить социальную рекламу о действиях при чрезвычайных ситуациях в общественных местах, 10% предлагают распространять листовки-инструкции. 8% отметили, что соответствующие памятки обязательно должны быть на сайтах организаций. Оставшиеся 8% уверены, что всего и так достаточно.
«Когда речь заходит о зданиях, где регулярно собираются множество людей, важно предусмотреть каждую мелочь, связанную с безопасностью и защитой от огня. В том числе использовать негорючие стройматериалы, а также материалы, которые не выделяют едкий дым и токсичные вещества при нагревании — это действительно позволит минимизировать риски. Например, теплоизоляция из каменной ваты может на время заблокировать очаг возгорания: доказано, что перегородки с таким наполнением удерживают пламя до 1,5 часов. Наиболее опасными являются материалы, применяемые в нарушение действующих пожарных требований, а также материалы с фальсифицированными показателями пожарной опасности», — добавляет Григорий Громаков, начальник отдела развития продуктов компании РОКВУЛ.
К сожалению, низкое качество и фальсификат на рынке строительных материалов — не редкость. Недобросовестные производители могут приносить на испытания в лаборатории один продукт, а в массовое потребление выпускать другой. Кроме того, не всегда корректно проводятся сами испытания. А значит, посетители ТРЦ не могут быть на 100% уверены в том, что здание построено из безопасных материалов.
В таких условиях особенно важно взять ответственность за свою жизнь и здоровье в свои руки. Специально для проекта “Гайд-самоспасатель” компания РОКВУЛ пригласила эксперта по комплексной безопасности Александра Старостина в торговый центр МЕГА Химки, чтобы на практике разобраться, как вести себя в нештатной ситуации, на что обращать внимание и как расшифровать знаки и схемы.
Гайд-самоспасатель: наглядная инструкция для посетителей ТРЦ
Как подготовиться к возможному ЧП?
Шаг 1: Оцените обстановку вокруг
Постарайтесь понять этажность здания и примерную планировку. Важно: обычный маршрут, по которому вы следуете в ТРЦ, не подходит для эвакуации. Помните, что пользоваться эскалаторами и лифтами при нештатной ситуации нельзя — это очень опасно.
Шаг 2: Найдите план эвакуации
Прямо при входе в торговый центр следует ознакомиться с планом эвакуации и с поэтажным планом, чтобы понять, куда двигаться при пожаре. Планы эвакуации должны размещаться на видных местах, причем не только в общих пространствах, но и в отдельных магазинах. Как правило, это простые зональные схемы.
Шаг 3: Найдите себя на плане
Чтобы сориентироваться в плане эвакуации, найдите точку, в которой вы находитесь - она обозначена специальным знаком в виде синего круга диаметром от 8 до 10 мм. Затем изучите ближайшие знаки безопасности (зеленые прямоугольники с фигурой бегущего человека) - они показывают, в каком направлении нужно двигаться, чтобы попасть к ближайшему выходу.
Шаг 4: Обратите внимание на специальные указатели
Все указатели, которые ведут к выходу, выполнены в зеленом цвете и либо имеют подсветку, либо имеют фотолюминесцентное покрытие. Они расположены на стенах или под потолком. В некоторых ТРЦ указатели продублированы на полу.
Шаг 5: Запоминайте свой маршрут
При перемещении по торгово-развлекательному центру смотрите не только на витрины, но и на навигацию, которая обозначает, где находятся эвакуационные выходы и пути следования к ним. Она есть не только в общих коридорах, но и внутри самих магазинов.
Шаг 6: Обращайте внимание на эвакуационные выходы
Постарайтесь запомнить, рядом с какими объектами находятся эвакуационные выходы, мимо которых проходите. Они оборудованы противопожарными дверными ручками “антипаника” - достаточно нажать на них руками или всем телом, чтобы выход открылся.
Кстати, пытаться выйти через вращающиеся карусельные двери, которые обычно установлены на входе в ТРЦ - плохая идея, они могут заблокироваться при объявлении пожарной тревоги или от напора толпы.
Шаг 7: Позаботьтесь о близких
Если вы пришли в торговый центр с детьми и/или пожилыми родственниками, покажите им ближайшие пути эвакуации и расскажите о ключевых правилах безопасности.
Что делать, если…
… объявили пожарную тревогу?
Соблюдайте спокойствие, не паникуйте, следуйте инструкциям персонала и старайтесь максимально быстро покинуть здание, по возможности помогая окружающим. Не стоит идти в сторону очага возгорания или отвлекаться на фото- видеосъемку.
Важно: оглянитесь вокруг, возможно, выход совсем рядом и не нужно никуда бежать? Эвакуационные выходы могут находиться прямо внутри магазинов, если помещение примыкает к наружной стене здания.
… началось задымление?
Защитите органы дыхания подручными средствами: сложите в несколько раз (а при возможности и смочите) лоскут ткани, приложите к лицу и дышите через него. Найдите указатель и продвигайтесь в направлении ближайшего эвакуационного выхода. Преодолевая задымленный участок, максимально пригнитесь или опуститесь на четвереньки.
“Это спасет от крупных химических примесей и от копоти. Внизу воздушная прослойка сохраняется дольше — там лучше видимость, больше кислорода и меньше газообразных продуктов горения. К сожалению, ткань задерживает твердые частицы, но пропускает через себя газы — а именно они наиболее опасны при пожаре”, - отмечает Александр Старостин.
Важно: посмотрите на стены вокруг, возможно рядом с вами находится пожарный извещатель - он выглядит как небольшая красная коробочка. Смело нажимайте на кнопку, если почувствовали запах гари и дыма - так вы предупредите охрану ТРЦ и всех остальных.
… в момент ЧП я оказался заблокирован в помещении и не могу выйти?
Необходимо любым способом передать информацию о вашем местонахождении в экстренные службы. Самое простое — дозвониться по телефону 112 и максимально точно описать место, где вы находитесь, почему вы там заблокированы, сколько с вами других людей, в каком они состоянии и какие факторы опасности присутствуют.
… в момент ЧП я окажусь в примерочной? Могут ли сотрудники магазина потребовать переодеться в свою одежду перед эвакуацией?
Если огонь и дым распространяются быстро и активно, то в первую очередь важно сохранить свою жизнь и здоровье. Но если просто объявлена эвакуация, очаг ЧП далеко и есть возможность переодеться, лучше это сделать и оставить неоплаченные вещи в примерочной. В противном случае это может быть расценено как хищение.
… в момент ЧП я буду на втором этаже и выше?
Главное — не пытайтесь выпрыгивать из окон. Лучший вариант — проследовать к эвакуационному выходу и по нему спускаться вниз. Пользоваться лифтами и эскалаторами нельзя, это может быть опасно.
… в момент ЧП я буду в санитарной комнате?
При любой возможности следует эвакуироваться из здания. Ни в коем случае нельзя пытаться забаррикадироваться или спрятаться как в санузлах, так и в других закрытых помещениях.
… в момент ЧП на подземном паркинге осталась моя машина?
При объявлении пожарной тревоги нужно покинуть периметр здания, оказаться за его пределами — поэтому эвакуация на подземную парковку невозможна. Пройти за своим автомобилем можно будет после устранения ЧП и разрешения оперативных служб.
Справка о компании
Международная Группа компаний РОКВУЛ – один из мировых лидеров по производству решений из каменной ваты. В России компания ведет свою деятельность с 1995 года. Первый российский завод РОКВУЛ был запущен в 1999 году в Московской области (ООО «РОКВУЛ»), также есть производственные площадки в г. Выборг Ленинградской области (ООО «РОКВУЛ-СЕВЕР»), в г. Троицк Челябинской области (ООО «РОКВУЛ-УРАЛ») и в ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан (ООО «РОКВУЛ-ВОЛГА»). Продукция РОКВУЛ применяется для утепления, звукоизоляции, огнезащиты и предназначена для всех видов зданий и сооружений, а также промышленного оборудования. Компания РОКВУЛ оказывает консультационные услуги в области повышения энергоэффективности зданий, поставляет системные решения для фасадов и кровель зданий, производит акустические подвесные системы, а также субстраты для выращивания овощей, ягод и цветочных культур.