2024 год уже называют рекордным по количеству сделок на рынке офисной недвижимости: по оценкам IBC Real Estate, инвестиции в бизнес-центры достигли 354 млрд руб., в 2,5 раза превысив показатели 2023 года.
Компании стараются создавать современные удобные рабочие места для своих сотрудников, однако не всем это удается. Только 48% офисных работников России считают, что трудятся в комфортных для них условиях, остальные 52% не готовы назвать свое рабочее место удобным, уютным, чистым, теплым и функциональным.
Для подавляющего большинства физический дискомфорт на рабочем месте является веской причиной, чтобы задуматься о смене компании. Это выяснилось в рамках совместного опроса компании РОКВУЛ, производителя решений из каменной ваты, и hh.ru, российской платформы онлайн-рекрутинга.
В понятие комфорта на рабочем месте большинство россиян вкладывают чистоту и порядок в офисе (72%), наличие современной техники (67%), удобную мебель (64%), комфортную температуру воздуха (63%) и отсутствие посторонних шумов (53%). Менее важны, но тоже имеют значение для плодотворной работы наличие зоны отдыха (38%), кофемашины и перекусов (31%), а также отсутствие сквозняков (29%) и понятная планировка (19%). И лишь 11% опрошенных признают – им абсолютно неважно, в каком состоянии находится офис, главное – хорошие коллеги и интересные задачи.
«Респонденты в опросе указывали и более оригинальные пожелания к рабочему месту. Например, один из участников опроса отметил, что комфорт в офисе для него зависит от… кошек: чем их больше, чем лучше. Для некоторых важно, чтобы офис был дружелюбен к собакам. Еще одна опция, которая, по мнению части россиян, может сделать рабочее место комфортнее – это наличие диванов и кроватей, которые позволяют работать лежа», – отметила Мария Игнатова, руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru.
Интересно, что часть работодателей готовы идти навстречу своим сотрудникам и создавать в офисе нестандартные пространства. Например, некоторые ИТ и финансовые компании создают в офисах спортивные залы, комнаты для занятий йогой и даже фитобары, чтобы сотрудникам было проще и удобнее соблюдать баланс работы и личной жизни.
Некоторые работодатели пошли дальше и создали у себя так называемые «комнаты сна» – специальные отдельные комнаты формата капсульного отеля для короткого перерыва или сна, что положительно влияет на продуктивность и эффективность работы. Еще одна фишка – звукоизолированные комнаты для вымещения агрессии, где сотрудник может получить эмоциональную разрядку и «прокричаться».
«Осенью 2024 года московский офис РОКВУЛ переехал в новое здание. На этапе планировки и далее при ремонте помещений мы старались учесть все детали, которые влияют на комфорт сотрудников на рабочем месте. Так, в качестве потолков в опен-спейсе мы использовали звукоизолирующие решения Рокфон, а между черновым полом и ковролином по периметру всего офиса проложили каменную вату.
Это снижает уровень шумовой нагрузки и позволяет сделать офис более уютным для наших коллег. Например, за счет «прокладки» из каменной ваты звуки практически не передаются по полу, то есть, в помещении, где работают десятки сотрудников, почти не слышен топот, стук каблуков, передвигающихся стульев или падения каких-либо предметов. Подобное решение встречается нечасто, так как оно требует определенных усилий и затрат.
Кроме того, многие считают, что достаточно просто положить ковролин, но это не так – он не обеспечит должный уровень акустического комфорта, который необходим для спокойной работы и концентрации. Для нас это важная часть заботы о сотрудниках и их самочувствии на рабочем месте», – рассказывает Ирина Лиманова, директор по персоналу компании РОКВУЛ.
При этом по-настоящему комфортными свои условия работы называют только 48% опрошенных россиян, остальные так или иначе недовольны текущим офисом. Среди них 22% жалуются, что на работе нет зоны отдыха, по 20% – на неудобную мебель и шум, 19% – на старую технику. 15% россиян вынуждены работать в холодном офисе с постоянными сквозняками, еще столько же недовольны тем, что их офис слишком маленький. 11% рассказали, что у них на работе грязно, 10% – что нет кофемашины.
«Сегодня популярностью пользуются офисные пространства, которые размещены в старинных, нестандартных и даже не предназначенных изначально под это локациях – например, производственные цеха, депо и т.д. Такие помещения часто сдаются в аренду без отделки, чтобы компания могла создать комфортное рабочее место для сотрудников, оформив офисное пространство под свои нужды, в своем стиле. При этом в моде остается лаконичный стиль «лофт», для которого характерно обилие свободного места и сохранение промышленных и исторических деталей.
Создание акустического комфорта в таких пространствах выходит на первый план. Уменьшать гулкость и сокращать время реверберации помогают стеновые панели и специальные акустические острова. Подобное помещение также предполагает создание «тихих» комнат для переговоров и релакс-зон, где активно применяются элементы звукоизоляции. В офисах, где внедрены такие акустические решения, гораздо комфортнее работать и проще концентрироваться», – отмечает Алена Кавокина, менеджер по маркетингу Рокфон (бизнес-подразделение РОКВУЛ) .
Показательно и то, что сразу 40% россиян затрудняются вспомнить, когда у них на работе в последний раз делали ремонт помещений. Еще 18% отмечают, что с последнего ремонта точно прошло уже более 5 лет. С наиболее свежим ремонтом работают только 12% офисных сотрудников, еще у 16% обновление кабинетов было около двух лет назад, у 15% – три-пять лет назад.
«Общее удобство и уют в офисе играют большую роль в удержании сотрудников. 18% готовы сменить работодателя несмотря ни на что, если он не предоставляет комфортные условия для работы. Еще 63% также готовы уйти из компании, которая не может обеспечить достойные условия труда, как только найдут место с более высокой заработной платой.
Лишь 3% будут работать, невзирая на неудобство. Еще 15% затруднились ответить. Косвенно это подтверждают и данные о причинах отказа соискателей от предлагаемых им вакансий. Как показывает аналитика CRM-системы Talantix (входит в HR-экосистему сервисов hh.ru), в 2023 году 8% несостоявшихся трудоустройств были связаны с тем, что соискателя не устроили условия работы, в том числе, непосредственное место работы - расположение и комфорт офиса», – комментирует Мария Игнатова, руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru.
Борьба за кадры в современной России упирается не только в гонку зарплат, сегодня все больше компаний начинают уделять внимание созданию по-настоящему комфортной рабочей среды. Современный уютный офис при прочих равных может стать важным преимуществом и оказаться решающим фактором для соискателя, который выбирает между несколькими работодателями.
Справка о компаниях
Международная Группа компаний РОКВУЛ – один из мировых лидеров по производству решений из каменной ваты. В России компания ведет свою деятельность с 1995 года. Первый российский завод РОКВУЛ был запущен в 1999 году в Московской области (ООО «РОКВУЛ»), также есть производственные площадки в г. Выборг Ленинградской области (ООО «РОКВУЛ-СЕВЕР»), в г. Троицк Челябинской области (ООО «РОКВУЛ-УРАЛ») и в ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан (ООО «РОКВУЛ-ВОЛГА»). Продукция РОКВУЛ применяется для утепления, звукоизоляции, огнезащиты и предназначена для всех видов зданий и сооружений, а также промышленного оборудования. Компания РОКВУЛ оказывает консультационные услуги в области повышения энергоэффективности зданий, поставляет системные решения для фасадов и кровель зданий, производит акустические подвесные системы, а также субстраты для выращивания овощей, ягод и цветочных культур.
hh.ru — ведущая платформа онлайн-рекрутинга в России, которой пользуются свыше 50 млн соискателей и свыше 600 тыс. компаний. Цель hh.ru – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит 69 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в середине 2024 г. составило 1,6 млн ежедневно. По данным SimilarWeb, hh.ru входит в топ-3 в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников.