Невозможно установить, когда именно человек перестал использовать лишь звериные тропы и стал устраивать собственные дороги. Однако именно римляне впервые создали целую сеть путей для военных и торговых целей. Уже в 5 в. до н.э. существовали нормы, предписывающие ширину дороги в прямом месте и на повороте.
Абсолютно правильно полагая, что централизованное и сильное государство нуждается в хороших магистралях, римляне нашли выход, как сделать дорогу одновременно прочной и удобной. Была изобретена и не один век с успехом использовалась технология многослойных дорог. На хорошо утрамбованную землю укладывались толстые каменные плиты, засыпанные песком до ровной поверхности. Эту поверхность заливали ноу-хау римских инженеров - бетоном. Эта смесь представляла собор раствор, в который добавляли кусочки камней. И, наконец, верхний слой снова представлял собой каменные плиты. Общая толщина "подушки", таким образом, часто превышала 1 метр. Камни для мостовых обрабатывали особым способом, сначала раскаляя их, а потом немедленно охлаждая в воде.
Замечательным свойством римских мостовых была их высокая впитываемость влаги. Продуманная система дренажа не допускала образования луж: вода уходила в каналы по сторонам путипровода. Кстати, подобный принцип работы имеет и современная тротуарная плитка, пропускающая влагу между швов. Все главные пути в Риме обязательно имели тротуары, очень похожие на современные и шириной, и наличием бордюрного камня. Однако последний был гораздо выше, чем привычный нам бордюр, и достигал полуметра в высоту. Римляне, заботясь о скорости передвижения, старались сделать свои дороги как можно более прямыми. Поэтому они пересекают и реки, и холмы, и горы, но сворачивают лишь в самых крайних случаях.
Самая известная дорога была построена за 300 лет до новой эры, она носит имя цензора Аппия, которому поручили следить за ее созданием. Она существует и в наши дни, прослужив уже больше двух тысячелетий. Строительство этой дороги протяженностью более 500 километров имело огромное политическое, экономическое и культурное значение для Древнего Рима. Еще в древности люди восхищались этой мостовой, поражались, как тесно подогнаны камни, словно они срослись друг с другом. Но её сооружение стоило невероятно дорого (Аппий потратил на нее почти всю казну) и требовало огромных трудозатрат.
Прочность римских дорог подтверждается тем, что большинство из них использовалось еще в XIX в., а некоторые мы можем видеть до сих пор. В отличие от современных, ремонт требовался им не чаще, чем раз в столетие.