Спешащие по делам прохожие обычно оценивают здания, глядя на стены, так как крыши находятся намного выше их уровня глаз. А вот одно из любимых развлечений туристов – это залезть куда-нибудь повыше (на холм, на колокольню) и взглянуть на город сверху. Обзорные площадки предлагают совершенно иной угол зрения. С такого ракурса выясняется, что у некоторых городов есть свой фирменный цвет, который придают ему крыши.
Оттенок кровли может многое сказать о городе, его стиле и особенностях. Первое, что мы видим из окна самолёта, – это крыши домов и их цвет. Тёплый юг Италии и Испании легко отличить по терракотовым и розово-коричневым крышам, Англия и Шотландия встречают нас тёмно-серыми.
В наше время люди не испытывают недостатка в строительных материалах или проблем с их транспортировкой. Результатом этого является отсутствие визуального единства городских крыш. Раньше горожанам приходилось строить из того, что можно было найти поблизости или привезти с наименьшими затратами. Дома возводились по единому образцу, рождая определённый облик всего поселения.
Войны и время вносили свои коррективы, тем не менее, старые центры некоторых городов уцелели до наших дней, не претерпев практически никаких изменений. Часто этому способствовала градостроительная политика местных властей. В некоторых странах особые указы предписывают проводить ремонтные работы с сохранением аутентичного архитектурного облика здания и запрещают вести возведение новых объектов без следования старым традициям и технологиям.
Любой, кому доводилось бывать в Таллине, наверняка забирался на холм Тоомпеа, где находятся четыре смотровых площадки. Иконический вид на город открывается с той из них, что на улице Кохту. Здесь всегда толпятся люди с фотоаппаратами, желающие запечатлеть панораму красных крыш. Дома и башни, окружающая их крепостная стена покрыты настоящей глиняной черепицей. Однако если присмотреться внимательнее, то становится заметно, что на некоторых зданиях старый кровельный материал был заменён на искусственную композитную плитку или даже на листовой металл с красным покрытием. Но общего вида это никак не портит.
Приютившийся во французском Эльзасе Кольмар своим названием ошибочно наводит на мысли о море, хотя до солёной воды отсюда будет не меньше 600 километров. Фахверковые конструкции и многоцветие фасадов дополняют коричневые крыши. Они, как и таллинские, сделаны из черепицы, причём в процентном соотношении натуральная явно превалирует над искусственной. Это видно невооружённым глазом: композитные материалы не подвластны времени, а обожжённая глина с годами темнеет от мха и въевшейся пыли. Следует, однако, отметить, что с местной архитектурой этот оттенок сочетается намного лучше, чем сочетался бы ярко-красный.
Известными любителями черепичных крыш слывут итальянцы, но у них она обладает бежевым цветом. В качестве примера можно привести живописный городок Ассизи, где родился и умер основатель нищенствующего ордена монахов Франциск Ассизский. Все дома здесь выстроены из местного светлого песчаника, а крыши покрыты чуть более тёмной выпуклой черепицей.
Такая же черепица венчает Ватикан. Удивительно, но привыкшее к роскоши духовенство на этот раз решило отступить от своих привычек и использовать популярный на местности материал вместо статусной кровли из меди.
Зато не скупились на медь в Австро-Венгерской империи. Зелёные от патины крыши занимают почётное место в панорамах Будапешта, Вены и других городов, расположенных на территории, занимаемой этой распавшейся в 1918 году державой.
Много зелёных крыш можно также увидеть в Норвегии. Но сделаны они совершенно из другого материала. Дело в том, что с давних времён крыши в этой стране было принято покрывать дёрном. Впоследствии в нём прорастала трава, а иногда даже целые деревья. Древняя традиция обрела вторую жизнь в связи с особой любовью норвежцев к экологии. В загородных домах за зелёными крышами стали ухаживать как за палисадниками. А мэрия Копенгагена недавно приняла постановление, в соответствии с которым покрыться растительностью должно не менее четверти городских крыш. Согласно некоторым исследованиям, 150 м2 травяной кровли обеспечивают потребность в кислороде 100 человек. Кроме того, зелёные крыши служат в два-три раза дольше обычных, снижая температуру внутри здания летом и сохраняя в нём тепло зимой, сокращая затраты на кондиционирование воздуха и отопление.
Свой «фирменный» цвет имеют кровли в соседней Швеции. Даже рядовые туристы, а не только пристально изучающие каждую крышу в поисках домика Карлсона фанаты Астрид Линдгрен, во время прогулок по Стокгольму сразу отмечают обилие чёрного. Понятное дело, что подобный цвет мог быть выбран в качестве основного для кровли только в северной стране, где количество холодных дней существенно превышает количество тёплых.
В России много леса и нефти. Из нефти построить можно только состояние, поэтому дома издревле строили из леса, то есть из древесины. Крыша, как и вся изба, делалась без единого гвоздя. Каждая следующая деталь крепко держалась за предыдущую. Вымокая под дождём и иссушаясь на солнце, деревянная кровля приобретала серо-коричневый цвет. В более южных областях крышу часто покрывали соломой. Какое-то время в качестве кровельного материала была популярна дранка. Потом настал период, когда балом правили шифер и оцинковка. Это продолжалось до тех пор, пока им не нашлась достойная альтернатива в виде металлочерепицы, позволившей раскрасить кровли нашей страны во все мировые цвета.
По сути своей, металлочерепица – это стальной оцинкованный лист с защитно-декоративным полимерным покрытием, по форме повторяющий натуральную черепицу. Первым прообразом такого решения можно считать изготовленные ещё в начале XIX века английским инженером и архитектором Генри Палмером профилированные кровельные картины (заготовки) для фальцевой кровли. Решение быстро завоевало популярность. Сперва профлист делали из железа и только спустя почти 80 лет полностью перешли на сталь. В своём теперешнем виде металлочерепица появилась в Финляндии в 1980-х годах, а в 1990-х она попала в Россию, где за 20 лет завоевала около 70% рынка кровельных покрытий в коттеджном строительстве.
Новый материал подкупил потребителей своими эксплуатационными качествами вкупе с внешней вариативностью. «У дизайнеров отпала необходимость подбирать тип кровельного материала в зависимости от того, какого цвета крышу они хотят получить. Домовладельцы больше не вынуждены делать нелёгкий выбор между практичностью, красотой и ценой», – говорит Андрей Мальцев, руководитель департамента кровельных систем Группы компаний Металл Профиль, крупнейшего российского производителя фасадных и кровельных систем. И действительно, теперь серая крыша вовсе не обязательно должна быть из сланца, красная – из обожжённой глины, долгоиграющая – из меди, а недорогая – из битумных листов. Ответом на любой вопрос стала металлочерепица. Она не плавится на солнце, не трескается на морозе, не деформируется от температурных перепадов и довольно проста в монтаже, так как укладывается листами большой площади. Это значительно ускоряет работу и снижает её стоимость.
Появление этого кровельного материала во многом способствовало широкой популяризации в коттеджном строительстве таких архитектурных стилей, как Country, Provence или Fachwerk. Например, для имитации натуральной черепицы можно посоветовать покрытие Granite CLOUDY, внешний вид которого практически идеально воспроизводит рисунок обожжённой керамики. «Облачный» эффект достигается с помощью двухпроходного нанесения красочного слоя.
Есть специальное решение и для тех, кто выбирает стиль «модерн» или хочет придать своему дому сходство с дворянской усадьбой. В таком случае на помощь может прийти AGNETA – сталь с покрытием премиум-класса, имитирующим не только цвет, но и блеск натуральной меди. Но в отличие от натуральной меди AGNETA со временем не зеленеет и не теряет свой блеск.
Любителям экспериментировать интересно будет узнать, что металлочерепица позволила делать крыши даже таких цветов, которые раньше невозможно было представить за неимением таковых среди природных материалов. В этом плане очень показательной является цветовая палитра кровель из стали с покрытием Colorcoat Prisma. В данной линейке есть, к примеру, тёмно-синий и бледно-голубой металлики, цвет медной патины и небесно-голубой. Помимо стальной основы, эта черепица имеет семь защитных слоёв, обеспечивающих насыщенный цвет, высокую антикоррозийную стойкость, устойчивость к внешним воздействиям и ультрафиолетовому излучению, а следовательно – отсутствие выцветания. Особенно сильно это заметно, когда рядом располагается кровля, крытая металлочерепицей с покрытием из простого полиэстера, которая с каждым годом теряет цвет и блеск из-за воздействия солнечного света.
Но какой же цвет кровель предпочитают россияне? Во многом это зависит от региона. Например, предпочтения сибиряков, исходя из исследований, проведённых ГК Металл Профиль в 2010 году, распределились следующим образом: коричневый – 31%, зелёный – 25%, вишнёвый – 20%, красный – 11%, синий – 9%. В европейской части страны коричнево-красные оттенки сдают свои позиции, а зелёные, напротив, укрепляют их. Однако ничто не вечно, и по мере появления новых материалов и оттенков вкусы домовладельцев также претерпевают изменения.
Напоследок дадим полезный совет. Если вы решили обзавестись новой, радующей глаз крышей из металлочерепицы, то отнеситесь к её покупке ответственно. На рынке можно легко попасться на заниженную цену. Её обычно называют мелкие полукустарные производители, живущие исключительно демпингом и изготовляющие продукцию с грубыми нарушениями технологии. Оцинкованный стальной лист сперва профилируют, а затем наносят на него порошковую краску. В результате такая псевдометаллочерепица начинает облезать уже через пару лет, а хозяева проклинают тот день, когда они её купили. Во избежание подобных историй следует иметь дело только с проверенными производителями, имеющими солидную историю и репутацию на рынке.
Пресс-служба Группы компаний Металл Профиль