Знания типов и характеристик материалов имеет сегодня чрезвычайное значение для дизайна. И в самом деле, при проектировании плитки в своем широком значении часто задается вопрос: что же важнее - выпуск продукции простой, функциональной или же таких изделий и форм, линии и цвета которых поражают своей фантазией, поэтичностью, разнообразием рисунков и оттенков? Чтобы продолжить описание "Схемы типологии облицовочной керамики для применения в архитектуре", опубликованной в предыдущей статье, хотелось бы остановиться на принятых технологиях, их характеристиках, качествах, способах использования, уделив внимание также декору и покрытию плитки.
Майолика.
Её также называют глазурованным фаянсом - faenza smaltata, или глазурованной терракотой - terracotta smaltata.
Это традиционный материал, из которого в Италии изготавливают плитку для стен и для мощения, глазурованный кафель и другие виды плиток, используемых в архитектуре.
Обычно это полихромный материал из цветной массы, покрытой белой глазурью, по которой применима любая декоративная техника, какая только используется сегодня в полукустарной промышленности, в частности - в производстве специальной плитки, например, цветной рельефной для пола или панелей.
В первой части нашей статьи, где речь шла о серийном производстве плитки малого формата для внутренней облицовки стен, мы отмечали, что исходным материалом здесь является уникальная известковая глина, обожженная при низкой температуре по методу двойного обжига. В начале века и сразу после войны такая технология играла значительную роль. Сегодня известковая глина редко используется в промышленности как базовый компонент майолики. Теперь её чаще применяют в соединении с шамотом (толченый бисквит) и с добавлением другого сырья для производства плиткой монопористой, двойного обжига и быстрого двойного обжига - mono-porosa, birapida, bi-birapida.
Тосканская керамика.
Cotto Toscano, cotto - это древнейший итальянский традиционный материал, который используется для облицовки пола, в том числе плитами большого формата. Применяется как для наружной, так и внутренней облицовки. Традиционно плитка лишена покрытия и обожжена при низкой температуре (1000°C), хотя в недалеком прошлом на рынок была предложена керамика с глазурованными вставками типичного цвета и рисунка. Сформированная методом экструзии - с предварительной обработкой сырья в пластическом виде - эта керамика производится из уникальной глины, мергеля, типичной для области, давшей ей название. Поверхность обрабатывается специальными щетками (шлифовка), благодаря чему на ней образуются твердые бугорки. Иногда наносится рельеф с типичным рисунком. Базовая толщина плитки достигает нескольких сантиметров, поэтому плитка нуждается в особой подгонке. Она всегда укладывается без швов.
Сильный обжиг.
Сильный обжиг, эмаль, литография. Композиция из трех плиток 20х30 см
Дизайн Роберты ди Камерино Фабрика Ceramica Campegmese, 1981
|
Cottoforte - это продукт, изобретенный в середине 60-х гг., и использовавшийся, как для облицовки пола, так и для облицовки стен при внутренних работах. Всегда позволял получать облицовки с многоцветным рисунком и изготовлялся по методу двойного обжига при низкой температуре. Этот материал выигрывал у майолики благодаря своей изумительной механической прочности, полученной в результате соединения в массе, по крайней мере, двух глин с добавлением шамота. Высокая прочность позволяла использовать cotto-forte при облицовке полов, причем
формат плит мог достигать 40x40 см. Однако, эти великолепные характеристики позднее все же стали уступать характеристикам плитки однократного обжига, появившейся в 70-е гг. и создавшей конкуренцию, как по величине формата, так и по возможностям при облицовке пола.
Второй обжиг быстрый.
Bicotura rapida, birapida - это шаг вперед по сравнению с сильным обжигом. Традиционный бисквит покрывается глазурью, а затем подвергается быстрому второму обжигу (короткий цикл с более высокой температурой). Стекловидный материал и нанесенный рисунок - типичны для быстрого обжига. В результате длительных исследований был изобретен материал, ставший стандартом декоративного качества, которому не чужды вставки третьего обжига.
Быстрый двойной обжиг.
Bi-birapida - здесь идет речь о последующем синтезе процесса на основе цветной пористой смеси с быстрым обжигом, как бисквита, так и эмали с нанесенным рисунком. Обработка массы ведется сухим способом, т.е. отсутствует распыление, и поэтому первичный обжиг можно проводить при температуре лишь немного выше температуры конечного обжига. Речь идет о материале годном только для внутренней облицовки. С эстетической точки зрения поверхность и рисунок схожи с качеством предшествующего процесса - быстрого второго обжига.
Клинкер.
Этот материал известен больше в северной Европе, хотя по происхождению он - с севера Италии. Его используют для облицовки пола при внутренних и наружных работах, поскольку он чрезвычайно плотный. Почти всегда изготовляется без рисунка. Масса приготовляется из одной или нескольких видов глин с добавлением стекловидного шамота, формируется методом экструзия с обработкой сырья в пластическом состоянии, обжигается при высокой температуре. Эти плитки имеют большую толщину и очень прочны.
Грес красный.
Гpec красный, рельеф по эмали, роспись. 15х15 см
Фабрика Ceramica EmHiana, Casalgrande. Конец 60-х годов.
Дар наследников Антонио Фиандри Центру документации Ассопиастрелле, 1995 г.
|
Gres rosso, как уже упоминалось в первой части, представляет собой материал, традиционно используемый в большинстве областей Италии с конца прошлого столетия и особенно распространенный в области Сассуоло благодаря особенностям местного сырья. Особенно широко применялся при внутренней облицовке полов. Он производится с покрытием или без него, с рельефным рисунком, с минимальной глазурью и без нее, часто с рисунком нанесенным кисточкой. Масса приготовляется в сухом состоянии из одной только красной глины. Интервал стеклования - короткий, из-за чего прочность плитки оставляла желать лучшего. С технической точки зрения, процесс стеклования, происходящий в красном гресе во время обжига, иногда приводит к колебаниям точных размеров плитки. По этой причине температуру иногда не доводят до максимальной, тем самым получая небольшую пористость, подходящую для нанесения эмали влажным способом. Этот аспект вызывает некоторые проблемы при наружной облицовке.
Плитка однократного обжига.
Альфонса Леони, "Попугай". Белая масса, глазурь, роспись.
Фон, имитирующий мрамор, выполнен в технике трафаретной печати. Villeroy & Boch, 1976
|
Белая и цветная - monocottura bianca, monocottura colorata. Первый грес с определенной формулой появившиеся в 1962, будь то грес натуральный красный или белый, подлежал двойному обжигу, то есть сперва получали бисквит с изначальной пористостью, необходимой для нанесения глазури в водной суспензии.
Однако с течением времени, благодаря результатам научных исследований и в русле тенденции к упрощению и сокращению числа производственных процессов, отдельные фазы получения керамического греса - изготовление черепка, основы, нанесение эмали и рисунка - вскоре были агломерированы в одну фазу. Этому способствовало и внедрение приемов распыления смеси, обработки глины во влажном состоянии (шликер).
Такое революционное сокращение процесса обработки материала технически возможно благодаря тому, что грес обжигается при температуре примерно 1200°C, а в сырье отсутствуют примеси углерода. Таким образом, в составе керамической смеси нет веществ, которые бы разлагались, т.е. глазурованные покрытия, уже наложенные на плитку, не претерпевают изменений при обжиге. Однако поскольку затем плитка подвергается стеклованию (со значительной долей стекла, плавящегося при самой высокой температуре), требовалось применение основы в виде огнеупорной пластины. Впоследствии технология была модифицирована, и обжиг стали производить на роликах, по которым плитки перемещались в печи.
Плитка однократного обжига произвела сильный эффект на рынке, особенно в области облицовки пола и внешних стен, так как была почти всегда прочной, небольшой толщины и крупного формата. Единственным недостатком, особенно вначале, когда еще не были распространены и были плохо изучены процессы третьего обжига, был эстетический аспект. Преобладали лишь пастельные тона. Впрочем, плитки для пола никогда не отличались богатством красок и интенсивным рисунком, акцент делался на декоративных техниках, имитирующих природный мрамор и натуральный камень.
Однако если вначале плитка однократного обжига была выполнена менее художественно, чем традиционная продукция двойного обжига, то в дальнейшем ситуация кардинально изменилась, поскольку прикладная техника резко шагнула вперед.
Примером тому может служить десяток или более слоев декора (эмаль, шелкография, цвета и др.), которые теперь можно нанести на одну плитку.
Монопрессовка.
Monopressatura - это особый тип плитки, необычайный по своему замыслу, изобретенный и разработанный Аугусто Бру-за в Институте Искусств в городе Фаэнца в 1970 году и впервые запущенный в промышленное производство на фабриках Сакми и Черамика Аппьяни.
Речь шла о максимальном синтезе производственного процесса, где плитка во время одного цикла прессования состояла из суппорта (красный грес) и непроницаемой эмали (пропущенной через сито и смешанной с глиной с использованием сеток для создания эффекта размытости и пестроты поверхности, создающих иллюзию простых рисунков). Основа была прочной, форматы маленькие, плитка использовалась для облицовки пола и была прекрасного качества с приятным внешним видом, как и требовалось в 70-е годы, когда в моде был деревенский стиль. Образцы были красной эмали (Selenio) и оранжевой (Selenio-Cadmio).
Монопористая плитка.
А.Скарцелла - М.Дзанузо
"Полу-сильный" semi-forte обжиг с волнистыми линиями. Фабрика Ceramica Cedit, 1967
Коллекция Международного музея керамики в Фаэнце
(Данный экземпляр разработан и выполнен только в бисквите)
|
Monoporosa - была изобретена около 20-ти лет назад. Правда сегодня ее в основном заменили продукты двойного обжига. С самого начала была декоративной и многоцветной, в наше время широко представлена на рынке (в особенности испанского производства). Плитка хорошего качества, используется для внутренних работ и внешней облицовки. Смесь красного, с оттенком розового цвета, но существует также белого цвета. В Испании, например, очень распространена белая монопористая смесь. Она пригодна для многих декоративных технологий, среди которых - слабый обжиг (piccolo fuoco).
Слабый обжиг, сильный обжиг.
Terraglia tenera, terraglia forte - это продукция, высокое качество которой уже упоминалось, изготовляется на базе белой массы. Причем, отличные художественные эффекты здесь могут быть достигнуты на любой основе, даже на полированном бисквите. Первая технология применяется для кальцинированных глин при низкой температуре. А сильный обжиг - это одна из самых известных огнеупорных смесей, так как при температуре обжига бисквита около 1250°C, она обладает еще высочайшей пористостью (примерно 10%). Белая масса получила высокую оценку на многих зарубежных рынках, отдававших ей предпочтение, среди них - немецкий.
Быстрый двойной обжиг белый.
Роджер Капрон. "Vallauris"
Оттиск солями железа по художественно шанотированному гресу. Конец 60-х - начало 70-х годов
|
Bi-birapida bianca - это современный аналог белой массы, но более популярный, хотя процесс требует отборного сырья. Обработка глины происходит влажным способом. Нанесение рисунка возможно как и при быстром обжиге бисквита, так и при вторичного обжиге эмали. Широко применяется для последующей обработки третьим обжигом.
Керамический гранит как таковой.
Gres porcellanato. Изобретение этого материала, предназначенного для облицовки пола, стало важной вехой в истории керамики. За последние 12 лет, в результате новейших изобретений, он претерпел еще целый ряд обновлений. И некоторые из них были весьма значительны.
Первоначально материал использовался исключительно для внутренней облицовки и выпускался малых форматов. Применялись необычные декоративные техники - рельеф, полировка, резка струёй, инкрустация и т.д. - усовершенствованные исследованиями в области третьего обжига. В последнее время плитка изготавливается с текстурами, многоцветными и пестрыми, а также с полированной поверхностью. Керамический гранит теперь используется также и при наружных облицовочных работах.
Керамический гранит глазурованный.
Джио Понти.
Сильный обжиг, трафаретная печать
|
Gres porcellanato smaltato - представляет собой одно из последних достижений в области керамики, применяемой в архитектуре. На плитки - в том числе и большого формата - теперь наносятся различными способами трафаретные рисунки и эмаль (относительно в небольших количествах - приблизительно 200 г/м2).
Последнее усовершенствование заключается в применении метода двойной загрузки массы во время прессования плиток, позволяющей получать разнообразные эффекты прожилок.
Мозаика.
это технология, известная еще во времена античности, когда древние римляне и византийцы использовали ее в мозаичных произведениях в виде кусочков терракоты и терракотты с эмалью; сегодня, как и в послевоенное время, эта технология возобновлена, как в версии керамической так и стеклянной, и техника эта исследуется и развивается (часто работы осуществляются дизайнерами и художниками).
Фарфор прозрачный.
Сильный обжиг.
Декор воздушно-водяной струёй.
Фабрика Smac. Середина 60-х годов
|
Porcelana Vitreous China - древний традиционный материал, иногда используемый в производстве плиток. Он приготовляется из сложных смесей бе-ложгущихся глин, проходящих обжиг при повышенной температуре (1350°С для твердого фарфора и 1250°C для прозрачного). Состав современных смесей близок к древнейшим традиционным. Плитка эта - чрезвычайно элегантная и дорогая, поражает ее прозрачность и глубина красок. Можно предположить, что в ближайшее время будет продолжено изучение и совершенствование этой техники для дальнейшего использования в облицовке.
Вставки, специальные плитки.
Третий обжиг.
Terzo Fuoco. Здесь имеется в виду тип плитки, подвергнутой общей обработке, в том числе и третьему обжигу (а сегодня и четвертому, и пятому), осуществленному при малой температуре. Еще несколько лет назад было невозможно поместить в технический каталог керамической продукции термин, указывающий на процесс обработки. И все же, например, "однократный обжиг" - это процесс производства плитки, но со временем технологический термин совпал с особым типом плитки. Так и "третий обжиг" подразумевает дорогую плитку высокой художественной ценности, ведущей свое происхождение от плитки ручного производства и от "специальной" плитки особых форматов.
Раку.
Сильный обжиг. Декор нанесен автоматизированной капельницей. Середина 70-х годов
|
Raku - предложенный в некоторых коллекциях материал для внутренней облицовки, отличается своими радужными оттенками, полученными специальным способом деформации смеси и эмали. Существует два вида техники: оригинальная японская основывается на эффекте усадки, которая происходит в материале внутри печи при быстром охлаждении греса, обоженного при низкой температуре. Американский способ предусматривает копчение, следующее за обжигом и ведущее к созданию вокруг плитки раскисляющей среды, вызванной частичным сгоранием органических веществ. Затем следует окончательное охлаждение в воде.
Лавовый камень, базальт.
Pietra lavica, basalto - это натуральная горная порода, вырубленная и нарезанная на соответствующие форматы. Иногда подвергается ангобированию. Покрывается глазурью или полируется и обжигается. Такая техника применима для производства специальных деталей, например, типа цоколя для ванны или для кухни. Существуют варианты и с рисунком. С недавнего времени выпускаются разнообразные плитки, основой которых является вулканический туф, покрытый керамикой и с нанесенным рисунком.
Мария Луиза Бельджиойзо. Сильный обжиг, 20х20 см. Фабрика Ceramica Gabbianeili, 1966.
|
Таблица декоративных техник и техник обработки поверхности, используемых в керамической промышленности. Составлена Роландо Джиованнини.
|