Дадченко Александр Юрьевич - генеральный директор фирмы "Алтес плюс".
"Я выбираю подрядчиков следующим образом:
Во-первых, я узнаю, как давно они этим занимаются. Во-вторых, я смотрю, что они за это время сделали. В-третьих, интересуюсь обязательно людей, с которыми они работали, мнением об этой структуре, о том, как они делали, что они делали, и что у них получилось. И только после этого выясняю цену, которую предлагает этот подрядчик."
Говорить о тенденциях столь старинного дела как строительство очень тяжело. Всегда появляются новые материалы, появляются новые технологии, но функциональное назначение возводимых сооружений остается тем же и какого-то глобального прорыва там быть не может и не должно. Сейчас, вследствие технологического развития общества, на рынок выходят новые материалы, и акценты смещаются с материалов классических к продуктам высоких технологий.
В Париже 200 тыс. тонн цинковых крыш
В Европе традиционно черепичные крыши - до 70 %. особенно в старых частях городов. В основном глиняная черепица. Это долговечный, проверенный веками материал. Естественно, что индустрия производства черепицы не стоит на месте. И если раньше все это делалось вручную, и черепица стоила дорого, то сейчас существует высокопроизводительное оборудование и черепица делается быстро, ассортимент ее чрезвычайно широк, на нее можно наносить сравнительно недорогие, в отличие от глазури, цветные покрытия, которые стойки к атмосферным воздействиям.
В Германии сохранились исторические крыши, крытые натуральным шифером. Но это материал не совсем тот, который мы привыкли называть шифером. Натуральный шифер - это черный камень, который добывается только в нескольких местах Германии. Потом его колют на очень тоненькие пластинки, обтесывают у них уголочки и такими чешуйками кроют крышу. Этот материал, безусловно, не измениться никогда. В Германии натуральный шифер занимает доли процентов на рынке, У нас же в России шифером называют асбоцементные листы.
На Западе во главу угла ставятся не только вопросы технологичности, качества, надежности, но и экологии. И, как следствие, сейчас из оборота выходят материалы, которые так или иначе, при производстве, при эксплуатации или при переработке загрязняют окружающую среду, например, медь. Поскольку продукт окисления меди, известный как медный купорос, является высокотоксичным ядом. То есть все, что смывается с медных крыш, это достаточно токсичное вещество. Медью кроют исторические здания, где по архитектурным соображениям не хотят менять материал.
Металлические кровли на Западе занимают 30% рынка. Доля цинковых сплавов занимает 20%, 7-8% - алюминий, и 2-3% - это медь. Металл, который сейчас все больше используется для крыш - это цинк-титановые сплавы. Цинк не имеет свойство накапливаться в человеческом организме и в почве, однако есть различные мнения по поводу цинка. На том же Рейне существует проблема загрязнения солями цинка. Но это точно не из-за крыш. Основные оппоненты использования цинка в этой индустрии - производители алюминия.
Алюминиевые кровли развиваются, но и цинк не сдает свои позиции, поскольку этот материал уже вошел в историю. Например, в Париже уже вторую сотню лет стоят крыши, крытые цинком. Правда, в несколько другом виде. Сейчас прокат цинка используют в качестве материала для фальцовки, а раньше этого не могли делать, поскольку цинк не могли очистить до нужной степени. А плохо очищенный цинк хрупок, и его нельзя согнуть. Его отливали в виде черепичек и этими плашками крыли крышу. На крышах Парижа лежит 200 тыс. тонн цинка.
Россия требует новых норм и правил
Россия постепенно выправляет положение относительно материалов применяемых при создании крыш. Сейчас все больше и больше российских собственников зданий задумываются о том, что крыша на здании - элемент примерно равный этажности фундамента. Стоимость ремонта крыши и стоимость ремонта фундамента - примерно одинаковые по неприятности вещи. Стены отремонтировать легче, поскольку для этого не надо из здания всех выселять. Россияне все больше задумываются о том, что крыша должна служить столько же, сколько служит здание.
На отечественном рынке есть практически весь спектр материалов, и нет проблем купить что-то за границей и привести сюда. И это фактор позволяет выполнять пожелания заказчиков, хотя бы по сроку службы материалов. Есть проблемы, связанные исключительно с действующими строительными нормами и правилами, типовыми чертежами по крышам. Все это совершенно не соответствует современным условиям эксплуатации крыш и современным материалам. Эти факторы в значительной степени тормозят прогресс.
Важным моментом является и квалификация кровельных подрядчиков и проектировщиков. Большинство из них пользуются типовыми чертежами, и никто им не оплачивает исследования и разработки в области новых кровельных материалов и типовых узлов Подрядчики, со своей стороны, не особо обязаны вникать в идеологию проектирования. Они получают чертежи и по чертежам строят. Та и другая сторона формально добросовестно выполняют свою работу. Тем не менее, факт есть факт - кровли текут. Как следствие, в СПб сейчас около 7 млн. м2 кровли требуют срочного ремонта. И эта цифра, не смотря на деньги, вкладываемые властями в ремонт крыш, не меняется вот уже несколько лет.
Наука полюс производство
Наша фирма сама стала вкладывать деньги в исследование этого вопроса. На этих исследованиях вырастает прикладная наука. У нас уже есть несколько изобретений. Мы пришли к следующим выводам - со временем изменились условия эксплуатации кровли. Повысилась внутренняя температура зданий. Когда было печное отопление, у нас 12¬ зимой считалось нормальным. Сегодня отопление паровое и во всех зданиях - 18-20 и выше. Но теплоизоляция перекрытий не стала лучше. Она ухудшилась. И большие теплопотери в сторону чердака и крыши, которые жилищные службы в основном компенсируют тем, что стараются заткнуто все дырки на чердаке, приводят к ускоренному старению, в десятки раз более быстрому износу кровельных конструкций. Это и гниение, и грибок. Так, что, для того, чтобы решать эти проблемы, надо полностью пересмотреть подход к проектированию кровель.
Но это направление деятельности нашей фирмы не встречает поддержки у конкурентов и, даже, среди заказчиков. Хотя "Алтее плюс" не имеет проблем с заказами, есть очередь клиентов.
Мы считаем что, должна расти компетенция проектировщиков. Они должны изучать новые материалы, вопросы технологии изготовления кровель, проблемы паропропускания и теплопотерь, обращать внимание на грамотную вентиляцию конструкций. Все это необходимо рассматривать в комплексе.
Заключение
На Западе уже давно сложилась любопытная структура строительного бизнеса, мы, фактически, постепенно движемся к ней. Там параллельно генподрядной организации стоит инжиниринговая фирма. Это компания специалистов, теоретиков и практиков. Она своими силами ничего не строят, но способна грамотно сформулировать задачу, определить уровень компетенции подрядчика в каждой области, проконтролировать выполнение всех видов работ. В подобных компаниях работают специалисты с энциклопедическими знаниями и большим опытом. К счастью, и в России появляются такие фирмы. Это уже тенденция в современном строительном бизнесе. Именно такие компания должны определять подрядчика на тот или иной вид работ, так как только специалисты инжиниринговых компаний могут провести оптимальный отбор по многим критериям, основные из которых качество-сроки-цена.
Практически нет заказчиков, обладающих достаточными знаниями во всех областях строительства. Поэтому для реализации любого строительного проекта заказчик должен, прежде всего, выбрать себе инжиниринговую структуру. Этот тезис подтверждает и известная поговорка: "Есть три человека в жизни каждого, которым надо либо доверять безоглядно, либо гнать в шею. Это врач, юрист и строитель".