Пройдя все этапы пространственно-исторического развития Петербурга, крыши великого города образовали сегодня сложный и весьма своеобразный строй "архитектурного пейзажа", композиционную организацию которого с момента зарождения определяли высотные доминанты: шпили и купола Адмиралтейства, Троицкой церкви, собора св. Петра и Павла и ряда других. На облик города повлияла специфика ландшафта (равнинная местность в акватории Невы) и традиции зодчества.
Петровская эпоха
Появившиеся в начале XVIII века высокие крыши одно- и двухэтажных домов и фортификационных сооружений делали облик Северной столицы похожим на средневековые прибалтийские города. Даже дворцовые постройки того периода имели высокие крыши. Пример тому - дошедшие до нашего времени дворец Петра 1 в Летнем саду (1710-1714 гг., Д. Трезини, А. Шлютер), дворец Меншикова (Д.Фонтана, Т. Шедель) и здание Двенадцати Коллегий на Васильевском острове.
Крыши первых "образцовых" (типовых) жилых домов для именитых людей представляли собой двускатные черепичные крыши, составлявшие от 1/2 до 3/4 всей высоты здания. Они выполняли сугубо утилитарную задачу и, по сути, не имели элементов декора. Дома же прочих горожан покрывались тогда тесом, гонтом, дранью, а то и просто берестой да дерном.
Однако мода на черепичные крыши продержалась недолго. Еще при Петре I во время ремонтов и при новом строительстве стали применять кровлю из листового железа. Первым подал пример сам Петр, перекрыв железом Летний дворец, и уже к середине XVIII столетия в столице пестрели, в основном, деревянные и железные крыши - черепичных почти не осталось. Сделано это было для поддержания развития отечественных железоделательных заводов, в частности Демидовских. Так что кровли из листового железа - настоящая петербургская традиция.
Но, скорее всего, дело не только в Демидове. Черепичные покрытия были гораздо тяжелее, чем из листового или дощатого железа. Они требовали больших уклонов скатов, а посему их приходилось чаще ремонтировать. Как свидетельствуют документы, ураганы нередко сносили черепицу с крыш. Так было осенью 1715 г., 1721 г. Да и в пожарном отношении железные кровли были безопаснее других. Скупая геометрия "образцовых" фасадов не отвечала эстетическим вкусам первостроителей города. Ведь на Руси еще в эпоху деревянного зодчества лучшие мастера проявляли неистощимый запас смекалки и находчивости, добиваясь единства функциональности и художественного совершенства построек. В полной мере это относилось и к архитектуре крыш.
В стилистические особенности "петровского барокко" вписались заимствованные у французов мансардные крыши, крыши упругих криволинейных очертаний, крыши с переломами и изящными люкарнами. Обрез стены украшали балюстрадами, декоративной скульптурой и вазами, башни венчались островерхими шпилями. В итоге верхняя часть зданий становилась наиболее нарядной и приобретала сложный силуэт - "признак в высшей степени созвучный народному зодчеству". Так вкусовые пристрастия наших предков переплетались с идеями Эпохи Возрождения.
К середине XVIII века - период расцвета "барокко" - облик фасадов заметно преобразился. Вошли в моду колонны, пилястры, фронтоны и карнизы, обновилось оформление цоколей и окон зданий. В арсенале отделки крыш появляются парапеты, рельефные карнизы, аттики, богатая и разнообразная скульптурная пластика. Эти приемы архитектуры придавали важным общественным зданиям пышность и изящество композиций, столь характерное для творчества В. Растрелли (Зимний дворец столицы, Екатерининский дворец в Царском селе и др.), С.Чевакинского и их последователей.
Ориентир - Зимний Дворец
Пришедший во второй половине XVIII века классицизм внес свои коррективы. Архитекторы, открыв для себя новые творческие возможности в наследии античности и избавляясь от избыточной пластики, стали чаще использовать мощные колоннады, портики, экседры. Здания обрели величавую строгость и монументальность. Все шире стало применяться строительство жилья по принципу "сплошного фасада", при этом ограничивается высота построек - не более десяти саженей т.е. не выше Зимнего дворца). Ансамбли центральных площадей города - Дворцовой, Сенатской, Исаакиевской, Марсова поля - сделали Петербург конца XVIII-начала XIX веков одним из красивейших городов Европы. Уникальным образцом этой эпохи по своему "великолепию" и уровню инженерно-строительных достоинств является Исаакиевский собор (1818-1853 гг., О. Монферран).
В XIX веке столицу России буквально захлестнуло строительство доходных домов. Уплотнившаяся городская застройка из-за дороговизны земельных участков в центре города породила множество дворов-колодцев. Их владельцы в погоне за прибылью устраивали на чердаках мансардное жилье для бедноты. Эстетические аспекты формирования крыш отошли на второй план, дома эти нередко строились без участия архитекторов. И, тем не менее, разнообразные по очертаниям башенки, затейливые по узорам флюгера на них, скаты крыш, их карнизные свесы, аттики и хаотично торчащие печные трубы, вливаясь в панораму Петербурга, придавали ей причудливо-образный строй.
В это же время заявили о себе абсолютно новые новаторские инженерные решения перекрытий здании, появились трехмерные стержневые металлические конструкции, большепролетные перекрытия атриумов, арочные фермы перекрытий производственных зданий.
Рубеж веков
На рубеже Х1Х-ХХ веков в стиле "модерн" по-особому зазвучала эклектика вкусовых пристрастий, бурно проявившись за короткое время в творчестве многих известных архитекторов того времени (Ф. Лидваль, П. Сюзор, Р. Мельцер). Основными чертами этого стиля были асимметрия схем планировки, рельефная прорисовка фасадов.
Интересно отметить такое явление в архитектуре как стоячий фальц. В России двойной стоячий фальц при устройстве металлической кровли использовался начиная с конца 19 века вплоть до 1917 г. В Западной Европе двойной стоячий фальц был впервые применен в 1899 году. Он обязан своему рождению реечному фальцу, а также обычному одинарному стоячему фальцу. В те времена сборка двойного стоячего фальца осуществлялась вручную. Это была довольно трудоемкая работа, требующая много времени и физических сил. Именно по этой причине в Советской России и в частности в Петербурге отказались от его применения.
И это было сделано совершенно напрасно. Недавно при ведении работ по ремонту кровли на одном из зданий Петроградской стороны оказалось, что с момента настила кровли (1911 год!) ее ни разу капитально не ремонтировали, так как в этом до последнего времени не было необходимости, а многие участки кровли сохранились в хорошем состоянии. В чем же секрет старого метода? Прежде всего, в то время использовали очень мягкий металл который не давал микротрещин при сгибе. Следующим преимуществом наших предшественников было то, что они имели в своем распоряжении большое количество работников, которые к тому же работали <не за страх, а за совесть> .
Новые времена - новые веяния
В новейшей истории, в годы массового индустриального домостроения плоские крыши в застройке "спальных" районов "избавились от архитектурных излишеств". Но именно этим своим однообразием, безликостью и серостью они и сейчас подчеркивают эстетическую значимость и достоинства архитектурной тектоники исторического центра Петербурга.
Сегодня архитектор, получив право на свободу творчества, все чаще сверяет свои идеи с архитектурным наследием прошлого. В его распоряжении широкий арсенал самых современных материалов и технологий. Даже традиционные металлические кровли, имея сегодня совершенно новые эстетические и эксплуатационные свойства способны преобразить облик знакомых здании, что мы нередко и наблюдаем.
До недавней поры панорамой Петербурга мы могли полюбоваться только с колоннады Исаакиевского собора, а сегодня можно прогуляться и по крыше Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Но этого мало. Наряду с экскурсиями "По рекам и каналам Петербурга", маршруты "По крышам города" могли бы занять достойное место в демонстрации его уникальности и привлекательности, в повышении культуры горожан. Кстати говоря, этим полулегальным бизнесом ("экзотиктуры") уже занимаются экскурсоводы-энтузиасты и небезуспешно.