В Москве существует несколько эксплуатируемых кровель. Например, это кровли "Манежа " и сада Большого Театра. Но самый известный объект - это крыша гаража знаменитого комплекса, принадлежащего "Газпрому", построенная фирмой "Диат". Ее генеральный директор Евгений Цыкановский любезно согласился рассказать, как создавался объект, признанный сегодня в мире одной из вершин российского строительного искусства.
Вопрос: Каким образом ваша фирма получила возможность построить крышу гаража в комплексе "Газпрома" в Москве?
Ответ: Генподрядчиком по этому объекту была турецкая фирма. После строительства основного здания (знаменитой "стоместки") в "Газпроме" произошла протечка прямо над кабинетом главы "Газпрома" Рэма Вяхирева. После чего и было принято решение, что сооружение крыши гаража этого комплекса отдадут другому подрядчику. В это время я представлял в "Моспроекте" нашу новую систему по кровле. На тот момент в Москве не было аналогов такой системы, да и сейчас нет. И мы выиграли этот тендер.
В: А кто еще участвовал в этом тендере?
О: Я не могу сказать, так как тендер был закрытым. Главное, что мы выиграли этот его и приступили к работе. В принципе, работа была очень интересная. Площадь крыши гаража 9 тыс. м2. Из них 1,5 тыс. м2 - это газон. На этой кровле создан такой ландшафт, который быть построен только по современным технологиям. Сделана пешеходная зона, зеленые насаждения, детская площадка, проезд для транспорта, в том числе для специальных пожарных машин с нормами давления 20 тонн на точку. Эти машины способны доставлять высокие лестницы, так как само здание "Газпрома" очень высокое. Мы сделали эту крышу с применением ведущих западных технологий.
В: Сколько времени длилось строительство?
О: Гараж двухэтажный, он расположен между основными зданиями. Работа заняла достаточно большой срок. Четыре месяца. Но это было связано с организацией работ, поскольку мы должны были вести строительство, складировать материалы, обеспечивать подъезд транспорта так, чтобы не мешать Генподрядчику. Но чистая работа заняла ровно месяц. Это все было летом 1997 года.
В: Какие были применены технологии?
О: Был применен очень высококачественный материал бельгийского производства Derbigum. Этот материал сейчас занимает одну из ведущих позиций в мире по качеству, по отработке технологии применения. Мы посылали специалистов в Бельгию на обучение работе с этим материалом. Была применена и система FLORADRAIN, используемая, для создания зеленых зон и садов на крышах. Это немецкая технология, дистрибьютером которой является бельгийская фирма Imperbel, владеющая маркой Derbigum.
В: Значит на крыше гаража вырос сад?
О: Да. Там есть газон с насыпным грунтом от 40 до 80 см, на газоне растут среднего размера кусты. Обеспечена абсолютная противокорневая защита. Применение системы FLORADRAIN позволило обеспечить бесполивное состояние растений в течении 2-х недель. В 1999-ом году летом во время 30-ти градусной жары система блестяще подтвердила все свои преимущества. При этом зимой система не разрушается. В случае необходимости происходит тройная фильтрация воды, прежде чем она уходит в водостоки. На этом объекте были впервые в России применены двухуровневые воронки, которые обеспечивают съем воды с уровня планировки и с находящегося на 40 см ниже самого гидроизоляционного ковра. Эти воронки были разработаны главным инженером проекта Борисом Гуревичем из "Моспроекта". Получилась очень оригинальная конструкция. Я не находил больше таких. Сейчас мы взяли ее на вооружение.
Была применена технология деформационно-усадочных швов. Дело в том, что гараж стоит на отдельном фундаменте. А все здание построено на бывшей мусорной свалке, причем очень большой свалке. Сваи там забиты до 30 метров, причем они до дна свалки не дошли. Были применены специальные системы газоотвода, поскольку там есть метан. Так что, само здание "Газпрома" и его гараж стоят на разных фундаментах. У них разное давление на грунт, и они совершенно по разному себя ведут. Деформационно-усадочный шов между зданиями нами был сделан впервые. Эта технология отличается от технологии температурно-деформационных швов, поскольку работает постоянно, независимо от времени года. Здания могут смещаться относительно друг друга во всех трех направлениях. Такая конструкция подразумевает очень высокое качество материалов.
В: Почему у турецких строителей не получилась крыша на основном здании "Газпрома"? Дайте, пожалуйста, оценку как специалист.
О: Я не могу сказать ничего плохого о турецкой фирме. У турков очень хорошая организация производства работ, в отличие от многих наших фирм, но по специальным работам у них есть проблемы.
В: Как была оценена ваша работа самим подрядчиком?
О: Очень хорошо. Мы каждые полгода бываем на этой кровле и отслеживаем ее состояние. За прошедшее время ни одной протечки не было. Уверен, что и не будет. Мы дали 10-ти летнюю гарантию. И когда я прихожу в службу эксплуатации и спрашиваю, как дела, мне всегда предлагают чай или кофе. Я вас уверяю, что не всех подрядчиков после выполнения работ так встречают.
В: Вы построили такой сложный объект впервые в России. Был ли он замечен западными специалистами?
О: Наверное, да. Потому, что объект был достаточно видный, интересный. Его патронировала фирма Imperbel. Наши бельгийские партнеры часто там бывали и смотрели.
Важно отметить, что "Газпром" выбрал на тот момент самые ведущие технологии, которые есть в мире. Видимо, выбирали из хороших фирм. И выполнение нами этой работы качественно - есть признание нас самих, как фирмы, ведь нас тогда еще не знали.
В: Выполнение вами этого заказа как-то могло вам в бизнесе?
О: Безусловно, что выполнение эксклюзивного заказа, который хорошо получился, более того аналогов, которому нет в Москве, принес известность. Мы же взяли такую высокую планку, которую уже нельзя опускать ниже. Нас тег знают и знают с хорошей стороны.
Бельгийскую технологию мы перенесли наши отечественные материалы, что позволяет быть конкурентноспособными на этом узком рынке. Но и на наших материалах мы достигли очень высокого качества. В России уже появились материалы, которые стали соответствовать мировым стандартам. Из таких материалов можно отметить "Изопласт", производимый в гор. Кириши под Санкт-Петербургом, неплохой материал "Бикропласт", выпускаемый фирмой "Технониколь".
В: Как вы можете оценить тенденцию в строительстве эксплуатируемых крыш в Москве?
О: Московский рынок интересен тем, что здесь представлены практически все материалы, которые есть в мире. Этого нельзя сказать про Европу, поскольку во Франции, например, меньше английских товаров, где-то меньше американских. В Москве представлено все, в основном, даже, не материалы, а технологии. Многолетними усилиями всех участников рынка началось повышение качества конечного продукта. Правда, такое движение дается очень не легко, проблема часто существует у самих заказчиков, которые просят сделать крышу на год, а дальше - посмотрим". Такая тактика может привести к тому, что количество заплаток будет превышать площадь кровли.
В: Вы можете привести примеры существования подобных конструкций в странах Запада?
О: Эксплуатируемые крыши являются достаточно популярными конструкциями в мире. Сегодня на Западе просто не выгодно терять площадь кровли, так как очень высока стоимость земли. Да и экологические причины заставляют идти по этому пути. Сегодня практически все крупные западные фирмы имеют такие крыши. В Германии, например, я видел под окном у шефа <горный пейзажем с водопадом".
В: А в России сегодня что-нибудь подобное делают?
О: Да. Несколько фирм работают в этом направлении с лучшим или худшим результатом. Такие крыши используются в элитном домостроении для создания закрытых комплексов. Сейчас это наиболее популярная форма строительства.
В: Известно, что при новом строительстве часто возникают проблемы с пожарными, со санэпиднадзором. В вашем случае проблем не возникало?
О: Не возникало. Дело в том, что все применяемые нами материалы и конструкции сертифицированы. Кроме того, они достаточно разумные с точки зрения пожарных и санэпиднадзора.