Будет ли введена обязательная сертификация строительных материалов?
Если для литературного произведения некоторая недосказанность или намек является достоинством, поскольку позволяет читателям проявить собственное воображение и фантазию, то для юридического документа, а особенно Федерального Закона, подобные вещи просто недопустимы. Ведь любая неясность в законе – это невозможность его соблюдения, а значит споры, судебные иски и прочие неприятности с государственными органами. Именно такая неясная ситуация создалась сейчас в связи со вступлением в силу 30 июня 2010 года нового Федерального Закона № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ТР), принятого Государственной Думой 23 декабря 2009 года.
Итак, камнем преткновения для ТР стала статья 34 в которой:
- первый пункт указывает на необходимость строить исключительно из строительных материалов обеспечивающих соответствие всего здания данному ТР;
- второй говорит о том, что строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям ТР;
- а третий обязывает лиц, осуществляющих строительство контролировать соответствие требованиям ТР применяемых строительных материалов1.
Но ни ранее этой статьи, ни в последующих статьях или нормативных актах не говорится о том, для каких именно строительных материалов необходимо подтверждать соответствие требованиям и как это сделать процедурно. В результате возникла недоговоренность и неясность о том, будет ли возвращена отмененная несколько лет назад обязательная сертификация строительных материалов или нет. На сегодняшний момент согласно Постановлению Правительства РФ № 982 от 1 декабря 2009 г., обязательной сертификации подлежат только три наименования строительных материалов. В частности, это «щебень для балластного слоя железных дорог из природного камня», «стеклопакеты», которые обязаны проходить процедуру обязательной сертификации, и «блоки оконные и балконные дверные из алюминиевых сплавов», для которых будет достаточно пройти процедуру декларирования соответствия. На самом деле, это не так много, и не так страшно. Но всех беспокоит возможные варианты развития этого вопроса. Поскольку ТР носит статус Федерального Закона, все положения, указанные в нем, носят обязательный характер. Следовательно, если законодатели хотят требовать гарантированной безопасности от строительных материалов, то это можно сделать только путем обязательной сертификации или введения декларации соответствия. В прессе и по сей день ведутся активные дебаты экспертов на тему, должны ли после 30 июня 2010 года все строители незамедлительно обратиться в органы по сертификации, чтобы подтвердить соответствие своих стройматериалов или нет? Будет ли введена обязательная сертификация стройматериалов? Будет ли расширен их список для обязательной сертификации? Смогут ли производители стройматериалов продолжать свою деятельность под угрозой нарушения положений Федерального Закона? И не приведет ли это к коллапсу строительного рынка? Ответов на эти вопросы пока нет, но для нормального функционирования всей системы они должны быть найдены, причем в ближайшее время. Впрочем, к какому бы выводу не пришли эксперты, у аккредитованных органов по сертификации пока вообще нет возможности провести процедуру сертификации строительных материалов.
Почему? Для начала введем ясность в основные понятия
Обязательная сертификация – это форма подтверждения соответствия данного товара, в частности определенного вида строительных материалов, которое проводится аккредитованным органом по сертификации. То есть заявитель, в нашем случае строительная организация или производитель, должен подать заявку на проведение процедуры. Затем, аккредитованный государством орган по сертификации проводит все необходимые мероприятия: комплекс испытаний, оценку соответствия всех параметров заданным критериям и выдает заявителю заключение и «Сертификат о соответствии», который и является подтверждающим документом. При декларировании соответствия процедура проще, но вся ответственность за удовлетворение требованиям ТР ложится на плечи заявителя. Здесь производитель или строительная организация должны самостоятельно разработать всю техническую документацию, затем провести испытания в аккредитованной испытательной лаборатории и на основе полученных результатов принять «Декларацию о соответствии», которая так же является подтверждающим документом, равно как и «Сертификат соответствия».
Но как определить, по поводу каких именно строительных материалов нужно просто декларировать соответствие, а с какими проходить обязательную сертификацию? По закону данные указания даются в виде соответствующих постановлений, ГОСТ Р и других нормативных актов. На сегодняшний момент в России такие документы не проработаны, а, значит, аккредитованные органы по сертификации просто не имеют право проводить какие-либо мероприятия в этом направлении, поскольку в соответствии с Постановлением ГК РФ по стандартизации и метрологии № 722, чтобы проводить подобную работу, им самим надо пройти процедуру аккредитации в системе ГОСТ Р. На все это требуется время и не малое. Органу по сертификации необходимо доказать, что они обладают и соответствующими лабораториями, и квалифицированными в данной области специалистами, да и сама это процедура не быстрая. Могут понадобиться месяцы, чтобы органы по сертификации получили должную аккредитацию. Причем начать процедуру аккредитации они смогут только после того, как будут изданы соответствующие постановления, ГОСТы и рекомендации.
Почему же возникла такая ситуация и есть ли пути выхода из нее?
На самом деле изначально возникновение такой двусмысленной ситуации вовсе не предполагалось. В соответствии с Федеральным Законом № 184 «О техническом регулировании», принятым еще 27 декабря 2002, но действующим и сейчас, Государственная дума в течение семи лет должна была принять два документа: Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» и Технический регламент «О безопасности строительных материалов и изделий», в которых и были бы прописаны все положения. Но, как известно, первый ТР вступает в силу уже 30 июня нынешнего года, а второй 25 сентября 2009 принят только в первом чтении и направлен на доработку. Причем вопросов к нему депутаты Государственной Думы нашли достаточно много. В частности заключение о законопроекте предписывает:
- уточнить название самого законопроекта;
- дать более четкие и развернутые формулировки основным понятиям;
- доработать ряд статей, носящих декларативный характер и исключить возможность их двоякого понимания;
- уточнить перечень объектов технического регулирования и их идентификационные признаки;
- более подробно прописать процедуру внесения изменений в проектную документации и другие процедуры, связанные с возведением зданий и сооружений;
- уточнить схемы проведения сертификации и декларирования соответствия и разработать новые подходы к выбору той или иной схемы для конкретной продукции;
- изменить способ подтверждения соответствия строительных материалов, ввозимых из-за рубежа.
Так что список необходимых доработок ТР «О безопасности строительных материалов и изделий» достаточно широк и пока еще не идет речи о принятии этого Федерального Закона к исполнению. Поэтому неясная и неоднозначная ситуация со статьей 34 вступающего в силу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений может продлиться еще не менее года, поскольку кроме принятия Закона, необходимо доработать и утвердить все необходимые нормативные акты, а затем провести аккредитацию органов по сертификации. А пока и строительные организации, и органы по сертификации, и все остальные заинтересованные лица, могут только ждать и строить собственные предположения – будет ли возвращена обязательная сертификация строительных материалов? Насколько всеобъемлющей она будет? И как это отразится на строительном рынке и стоимости квадратных метров?
- Федерального Закона № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 23 декабря 2009 года.
Статья 34. Требования к строительным материалам и изделиям, применяемым в процессе строительства зданий и сооружений 1) Строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации. 2) Строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 3) Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.
- Постановление Государственного Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии № 72 от 30 декабря 1999 г «Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации»
По материалам сайта независимой экспертной компании "НОВОТЕСТ"
|
|