Современный город подразумевается как место, где удобно жить и работать. Однако за все удобства цивилизации слишком часто приходится расплачиваться экологическими проблемами. Жители любого мегаполиса мира хорошо знакомы с удушливым смогом, уличными пылью и копотью, шумом, не смолкающим даже ночью. Все эти факторы представляют опасность не только для людей, но и для самого города. Смог, аэрозоли и вибрация разрушительно действуют даже на современные здания из стекла, стали и бетона, не говоря уже про исторические сооружения и памятники архитектуры.
Сделать города чище, тише и дружелюбнее для их жителей – извечная мечта урбанистов, которые для борьбы с «многоголовой гидрой» пылевых и акустических загрязнений предлагают самые разнообразные решения.
Чумазое лицо города
Любой житель мегаполиса знает: даже при плотно закрытых окнах всего за несколько дней в чисто убранной квартире образуется слой пыли. Подсчитано, что в год стандартная трёхкомнатная квартира «собирает» до 40 кг пыли, состав которой поражает разнообразием (см. Рис. 1).
Рис. 1. Соотношение частиц в домашней пыли:
- минеральные частицы;
- текстильные и бумажные волокна;
- чешуйки кожи;
- цветочная пыльца;
- частицы сажи и дыма;
- частицы неустановленного происхождения.
Основной вклад в «грязное дело» принадлежит городскому транспорту (выхлопы двигателей, пыль от стирающихся шин и асфальта), а также промышленным предприятиям и старым котельным, работающим на угле или мазуте. Но во многих регионах матушка-природа тоже вносит свою лепту – посредством пыльных и песчаных бурь. В России это явление чаще всего наблюдается в Астраханской области, на востоке Волгоградской области, в Калмыкии, Тыве, Алтайском крае и Забайкальском крае и явно не доставляет удовольствия ни жителям городов, ни коммунальщикам.
Как бы то ни было, каждый день многие тонны пыли оседают на городских зданиях, незаметно и неуклонно обезображивая фасады. Изначально задуманные как красочные и разноцветные, они со временем становятся однообразно-серыми. Въевшаяся в строительные конструкции и внешнюю отделку минеральная пыль становится субстратом для развития мхов и лишайников.
Считается, что так называемый «синдром мегаполиса», которым страдает большинство людей, живущих в больших городах, во многом вызван зрительным утомлением от однообразного и бесцветного окружения. Усталость, агрессивность и склонность к депрессиям – вот неприятные составляющие этого синдрома. То есть пыль и копоть не только оседают в лёгких горожан, но и опосредованно влияют на их психологическое состояние.
Можно ли что-то делать с городской грязью? В принципе, урбанисты выделяют две большие группы решений этой проблемы – стратегические и тактические.
Стратегические меры, как правило, весьма масштабны и затрагивают саму структуру города. Это функциональное зонирование территорий города, организация зелёных санитарно-защитных зон, увеличение доли парков. Также часто необходим вывод промышленных предприятий за черту города и переоборудование старых ТЭЦ и котельных для работы на более экологичных видах топлива. Беда в том, что на большинство из этих масштабных мероприятий нужно много денег и времени. Кроме того, в старых городах историческая застройка просто не позволяет делать «резких движений» по изменению городской среды.
Менее затратны новые подходы к организации городской транспортной сети. Например, развитие «зелёного» общественного транспорта, отсечение транзитных потоков, изменение схем движения. Такой опыт накоплен во многих крупных городах мира – прежде всего в Западной Европе. Например, столица Норвегии, Осло, признанная одним из самых чистых городов Европы, добилась успеха без серьёзных капиталовложений. Здесь отказываются от шипованной резины, поскольку шипы, разбивая верхний слой дорожного покрытия, являются источником минеральной пыли, а общественный транспорт переведён с бензина на более экологичный метанол.
Пока городские власти принимают стратегические решения и пытаются выкроить бюджеты на их реализацию, владельцы жилых и коммерческих зданий борются с грязью и пылью в силу своих возможностей. Основания для этого сугубо прагматичные. Дело в том, что загрязнения часто химически агрессивны и негативно воздействуют на внешнюю отделку домов.
Самый очевидный способ борьбы с грязью – воспользоваться услугами одной из фирм, предлагающих мойку фасадов. Здания с большими площадями структурного остекления и навесных вентилируемых фасадов, как правило, моют два раза в год: весной (апрель-май) и осенью (сентябрь-октябрь). Если оценить московские расценки на ручную мойку и с применением аппаратов высокого давления (от 15 до 50 руб. за кв. м), то обнаруживается, что за водные процедуры для своего здания владелец в год должен выложить до 1-2% стоимости фасадной системы.
Другой способ состоит в применении инновационных технологий защиты поверхности фасада от загрязнений.
«Для штукатурных систем, часто применяемых для внешней отделки жилых и общественных зданий, проблема загрязнения особенно актуальна. Но у нас редко моют штукатурные фасады. Их предпочитают перекрашивать раз в 5-10 лет, – говорит
Даниил Мазуров, руководитель отдела оптовых продаж московской строительно-торговой компании «ПКК Интерстройтехнологии», – Очевидно, что чем реже фасад нуждается в обновлении, тем дешевле эксплуатация здания для собственника. И безремонтный срок напрямую зависит от качества фасадных красок. Если брать недорогие акриловые, этот срок будет совсем небольшим даже в сельской местности, где мало источников загрязнений. С другой стороны, в последнее время появились способные к самоочищению краски, которые разработаны с применением нанотехнологий».
В долгосрочной перспективе для владельцев зданий и для эксплуатационных городских служб использование таких материалов может оказаться выгоднее регулярной мойки и очистки.
«Чтобы пыль и копоть не въедались в декоративный слой, вызывая его разрушение и выцветание, мы рекомендуем применять материалы из серии Caparol Clean Concept, изготовленные по технологии нанокварцевой решётки, – говорит
Ольга Логинова, директор по маркетингу компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Наночастицы кварца (оксида кремния) при высыхании таких красок, как ThermoSan NQG или
AmphiSilan NQG, используемых в качестве финишного слоя в системе теплоизоляции фасадов Capatect, создают своеобразную объёмную «сетку», эластичную и чрезвычайно прочную. Это позволяет ей с лёгкостью выдерживать температурные перепады, а гидрофобная (водоотталкивающая) поверхность не даёт грязи возможности удержаться. Для такой поверхности каждый дождь является «душем», поэтому фасад остаётся чистым многие годы».
Накопленный опыт подтверждает, что подобные нанотехнологии действительно помогают дольше сохранить изначальный облик здания даже в самых непростых условиях.
«Помимо пыли и копоти, которые довольно легко отмыть с фасада, есть и биологические загрязнения (мох, лишайники, плесень и пр.), которые можно очистить лишь механически - удалением верхнего слоя с последующей полной перекраской, – рассказывает
Денис Мельник, коммерческий директор компании «Игандика», реализующей в России широкий спектр материалов для отделки фасадов и интерьеров. – По нашему опыту, оптимальным является использование самоочищающихся систем, которые хорошо противостоят всем загрязняющим факторам. Например, несколько лет назад краской из серии Caparol Clean Concept была окрашена Немецкая школа при Посольстве Германии в Москве. За прошедшее время она сохранила и яркий цвет, и чистоту фасада, несмотря то, что здание находится на перегруженном и загазованном Ленинском проспекте».
Звуки большого города
Шум остаётся ещё одной неизбывной проблемой мегаполисов и уже кажется нам неотъемлемой частью городской жизни. Скоростные автострады, строительные площадки, сирены и сигнализации, железные дороги – перечислять источники звукового загрязнения можно долго. Ничего хорошего такая обстановка горожанам не приносит. Доказано, что у жителей шумных районов возрастное снижение слуха начинается на 5-7 лет раньше, чем у жителей более тихих мест.
Понятно, что наиболее действенным решением проблемы может стать уменьшение транспортных и индустриальных шумов, однако в реальности эти меры крайне дорогостоящи и трудноосуществимы. Так что задача оберегания горожан от шума и вибраций ложится в основном на плечи проектировщиков и строителей, которые должны соблюдать многочисленные нормативы и требования относительно шумозащиты зданий.
Самый простой и действенный метод защиты жилых, офисных и общественных зданий от уличного шума – это применение современных оконных конструкций с герметичными стеклопакетами. В частности, пластиковые окна позволяют не только защитить помещения от сквозняков и морозов, но и действенно снизить уровень шума.
Здесь значение имеют несколько особенностей современных окон. Во-первых, контурами эластичных уплотнений и оконной фурнитурой обеспечивается плотный прижим створок к раме. Во-вторых, технология заделки монтажных швов включает применение строительной пены и уплотнительных лент – материалов с большим коэффициентом звукоизоляции. И, в-третьих, герметичные стеклопакеты эффективно гасят звуковые колебания.
«Именно от конструкции стеклопакета во многом зависит шумозащита всего окна, – считает Лев Минуллин, директор по развитию компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – Увеличить этот показатель помогают такие меры, как использование многослойного триплекса вместо обычного флоат-стекла, увеличение числа воздушных камер и применение дистанционных рамок разной ширины. В частности, обычный двухкамерный стеклопакет из стёкол толщиной 4 мм и промежутками между ними 12 мм имеет шумозащиту 28 дБ. Если же заменить одно стекло на триплекс, а один из промежутков сократить до 8 мм, то звукоизоляция увеличивается сразу до 38-40 дБ. Окно с таким стеклопакетом будет защищать от шума даже если здание располагается рядом с оживлённой автотрассой».
С фасадами всё несколько сложнее. Чтобы увеличить звукоизоляцию железобетонной или кирпичной стены хотя бы на 5-6 дБ, её толщину придётся удвоить. Очевидно, что такой подход в городской застройке нереален. Гораздо лучше справляются с задачей защиты здания от шума и вибраций многослойные фасадные системы.
«Основное их назначение – сокращение теплопотерь и выполнение декоративных функций в жилых и общественных зданиях. Но такая система теплоизоляции, как Capatect, прекрасно справляются и с защитой здания от шума и вибраций, – комментирует
Ольга Логинова (CAPAROL). – Звуковые волны рассеиваются фактурой финишного слоя и дополнительно поглощаются теплоизоляционным материалом (плитами минеральной ваты или пенополистирола)».
Акустическая неоднородность многослойной конструкции позволяет противостоять уличному шуму и навесным системам, которые чаще используются для утепления и декорирования офисных и коммерческих зданий.
«Особенно этот эффект выражен, если облицовка выполнена из тяжёлых панелей из стекла или натурального камня. Они не только отлично смотрятся на фасаде и позволяют реализовать самые разнообразные архитектурные решения, но и в силу своей массивности поглощают широкий спектр звуковых волн, – рассказывает
Николай Митин, продукт-менеджер торговой марки ALSECCO, немецкого разработчика и производителя инновационных фасадных систем.
– Дополнительно повышает шумозащиту многослойная структура материала облицовки. К примеру, облицовочные панели Alsecco с внешним слоем из натурального камня и несущего слоя из облегчённого бетона на 60% легче монолитной плиты из натурального камня, но обеспечивают лучший акустический комфорт в здании».
Перефразируя известное выражение, «нельзя жить в городе и быть свободным от него». Но не стоит представлять мегаполис неким чудовищем, которое в обмен на предоставляемые возможности требует от жителей жертв в виде жизненного пространства, визуального и звукового комфорта. Современные строительные технологии, все активнее внедряемые сегодня в России, помогают качественно изменить среду обитания человека, сделав её более дружелюбной. Город может быть тихим и чистым, если мы сами сделаем его таким.
Пресс-служба CAPAROL