Патриотизм – это хорошо, но иногда его избыток может стать причиной неудач целого предприятия.
Юрий Московский, историк и социолог, специалист по связям с общественностью, считает, что предприятиям нашей страны крайне необходимо обновление, и совершить его можно на основе самого передового, что есть в мире
. К сожалению, российское приборо- и станкостроение прочно застыло в своем развитии на уровне эпохи социализма и плановой экономики и мало отвечает нынешним запросам промышленности. Предприятиям, стремящимся выпускать не просто качественную, а конкурентоспособную продукцию, просто необходимо внедрение высокотехнологичных западных разработок.
Разобраться в том, почему нельзя экономить на технологиях и как европейский опыт позволяет российским заводам стать лидерами на рынке, нам помогут эксперты ведущих предприятий отрасли.
Нету смысла делать точно,
Если можно подогнать
Одной из важнейших задач российских предприятий сегодня является повышение конкурентоспособности своей продукции. Особенно это актуально для производителей строительных материалов и конструкций – ведь им, как никому другому, приходится бороться за внимание потребителя, избалованного качеством и разнообразием предложений западных компаний. Непостоянство параметров и свойств товара от партии к партии, а порой и от изделия к изделию – бич российских производителей. Часто за рекламацией, браком и отказом от продукта, как это ни странно, кроется высокая доля ручного труда на заводах. Так, по словам
Сергея Якубова, руководителя департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Группы компаний Металл Профиль, лидера по производству кровельных и фасадных систем в России, несмотря на век автоматизации, 5-10% трехслойных сэндвич-панелей (ТСП) в России до сих пор производятся методом стендовой сборки. Раскрой и нарезка металла и утеплителя, смешивание и нанесение клея, сборка панели – все выполняется вручную и, как правило, с использованием неквалифицированного труда. Произведенная по такой технологии продукция имеет большие отклонения в размерах и геометрии, склеивание утеплителя с металлом неравномерное, да и сам утеплитель зачастую неоднороден.
«Качественные ТСП – высокотехнологичный продукт, требующий современного и точного производственного оборудования. В последние десятилетия технология производства сэндвич-панелей шагнула далеко вперед. Мы используем на своих предприятиях автоматизированные линии непрерывного цикла ROBOR (Италия). Особенностью оборудования является то, что оно позволяет полностью исключить ручной труд и обеспечить качество продукции, недостижимое при стендовом производстве. Выверенный технологический процесс, включающий ряд последовательных операций, начинается с подачи металла и заканчивается упаковкой готовой продукции. Количество таких линий в России пока что можно пересчитать по пальцам, отрадно, что две из них работают на наших предприятиях», – рассказывает
Сергей Якубов.
«Раньше мы делали починку шпона вручную на 7-ми специальных станках. Естественно, это занимало много времени. Теперь процесс полностью автоматизирован, и, как результат, мы смогли увеличить производительность, сократив долю ручного труда в 3 раза», – сообщил
Владимир Пелевин, главный инженер «Великоустюгского фанерного комбината «Новатор» (входит в состав группы «СВЕЗА», мирового лидера в производстве березовой фанеры). – Оборудование дает возможность оптимизировать и контролировать производственный процесс на всех этапах, а также снизить затраты электроэнергии».
Подберем ингредиенты
Из того, что есть на складе,
Все равно на вкус – пластмасса
«Бодяжить» у нас умеют не только в барах, но и на химических предприятиях. Из-за этого к отечественному товару часто потребитель относится как к «темной лошадке». Качественный на вид, он может самым неожиданным образом проявить себя в эксплуатации: не выдержать нагрузки, температуры.
«Когда 15 лет назад мы открывали производство оконного ПВХ-профиля и подоконников в г. Подольске, в наших конкурентах числились иностранные производители, которые основную ставку делали именно на западное качество. Мы обязаны были предложить рынку продукт, который не просто не уступал, но и превосходил западные аналоги и при этом имел бы более доступную цену», – говорит
Лев Минуллин, директор по развитию компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. По словам эксперта, ставку сделали на адаптацию иностранных технологий. Австрийская компания Chemson Polymer-Additive специально для климатических условий России разработала оригинальную рецептуру поливинилхлоридной смеси, позволяющую обеспечить морозостойкость и беспрецедентную долговечность конечного изделия – не менее 60 лет.
«Но у химических производств есть свои особенности – здесь крайне важна точность соблюдения рецептуры того или иного состава. Поэтому на этапе оснащения производства выбор был сделан в пользу немецкой высокотехнологичной системы компании Reimelt. При работе линии ПВХ-смола и аддитивы загружаются в отдельные емкости для автоматического дозирования, происходит сверхточное взвешивание компонентов, которое контролируется искусственным интеллектом, – рассказывает
Лев Минулин. – Мы тесно сотрудничали с нашими партнерами из Австрии, которая является лидером в сфере переработки полимерных материалов. Иностранные инженеры полностью наладили все технологические линии на заводе PROPLEX, чтобы «немецкий прагматизм» позволил в точности соблюдать рецептуру смеси, разработанной австрийцами».
Покупателя не стоит
Развращать изыском лишним,
Он берет товар обычный,
Потому что «подешевле»
Политика отстройки по цене, безусловно, имеет своих приверженцев. Однако продвижение лишь за счет скидок – малоэффективно для товаров среднего и верхнего ценового диапазона. В этом сегменте производитель стремится постоянно усовершенствовать свой продукт и его свойства. К сожалению, отечественные разработки если и есть, то зачастую представляют собой не апробированную технологию, поэтому патриотизм тут можно проявлять только ограниченными дозами.
Нередко оказывается, что использование иностранного оборудования и технологий позволяет выпустить уникальный продукт. Взять, к примеру, нанотехнологии, ставшие настоящим прорывом во многих сферах нашей жизни, и строительство не исключение. Сейчас в Европе, США, Японии и Китае уже более 20% компаний-застройщиков используют в своей деятельности материалы, полученные с применением нанотехнологий. Одно из актуальнейших направлений применения «наноарсенала» – энергосбережение. Так, специалисты немецкой компании Konrad Hornschuch AG решили создать уникальную пленку для защиты окон и дверей из ПВХ от инфракрасного (теплового) излучения. Был разработан уникальный состав пленочного материала, в котором используются особые цветовые пигменты, «отталкивающие» солнечный свет.
«Если говорить в двух словах, то в ясный солнечный день, когда на улице +25°С, цветные окна нагреваются в среднем до +50°С. Перегрев оконной конструкции под прямыми лучами солнца может привести к деформации рамы и, как следствие, к разгерметизации оконной системы, – рассказывает
Лев Минуллин (PROPLEX). – Инновационная пленка Cool-Colors защищает окна и само помещение от перегрева, тем самым продлевает срок службы оконной конструкции и снижает затраты электроэнергии на кондиционирование помещений. Наша компания сейчас выпускает ПВХ-профиль, ламинированный пленкой Cool-Colors шести оттенков, среди которых: махагони, золотой и болотный дуб. Мы считаем, что в скором будущем подобные энергосберегающие покрытия будут все более востребованы в России».
Пример Сергея Якубова подтверждает, что девиз «Заграница нам поможет» актуален и в процессе выведения на рынок нового товара: «Сегодня в качестве навесных вентилируемых фасадов часто используют стальные линеарные панели, т.к. такое решение надежно, пожаробезопасно. Мы долго работали над собственным продуктом, в основе которого использовалась бы сталь меньшей толщины – это позволило бы предложить рынку более экономичное решение. При этом мы знали, что у наших конкурентов были подобные попытки, но спроса на такую облицовку практически не наблюдалось из-за нестабильности геометрии. Благодаря внедрению на предприятии оборудования финской компании FORMIA нам удалось решить эту проблему. На рынке появился уникальный для нашей страны продукт – панели Primepanel®, обладающие толщиной всего 1,0-1,2 мм и сочетающие в себе качество фасадных кассет премиум-класса и невысокую стоимость. Точной геометрии тонкой стальной фасадной панели удалось добиться при помощи 27-ми пар формирующих валов. Дополнительным преимуществом является то, что мощная распрямляющая установка снимает остаточные напряжения в металле и исключает эффект «линзы», с которым до сих пор не может справиться большинство производителей».
Все командообразование – это игры пионеров,
Незачем людей морочить, когда план у нас горит
К сожалению, сама по себе технологическая часть производства не может являться залогом высокого качества и эффективного процесса. Это подтверждают случаи, когда в неумелых руках и при безалаберном руководстве инновационная идея превращается в дорогую и ненужную игрушку. Чтобы «заработало на полную катушку», не просто купить оборудование, но и научить людей работать – и работать эффективно. Причем не только непосредственно на станке, но и трудиться в одной команде.
Одним из иностранных решений для управления производством стало «движение в стиле lean». Поиграв с ним в двухтысячных, сейчас некоторые руководители начали уже осознано использовать его как одно из оружий в конкурентной борьбе. Идеология lean проста – это минимизация потерь, которую предприятие пытается достичь любыми
способами. Причина, по которой российские промышленники обращаются к бережливому производству, проста – на сегодня это наиболее эффективный, надежный и малозатратный путь компаний к повышению конкурентоспособности. Кроме того, lean-технологии универсальны практически для любого направления бизнеса.
Каждое предприятие адаптирует lean к своим условиям, тем не менее, если отношение руководство к идее серьезное, то и результат получается вполне существенный. Свой пример приводит
Иван Глинкин, руководитель проекта СПС (Система постоянного совершенствования) группы «СВЕЗА»: «В прошлом году, благодаря внедрению системы постоянного совершенствования (СПС), фанерный комбинат «Фанплит», входящий в состав группы «СВЕЗА», увеличил объем выпуска на 13% всего за 10 месяцев. Выбор между количеством и качеством – вечными конкурентами в борьбе за ресурсы – неизменно встает перед каждой компанией. Мы смогли объединить эти два направления оптимизации. Теперь, концентрируясь на качестве продукта, мы одновременно получаем повышение эффективности».
По словам Ивана Глинкина, СПС представляет собой особую философию ведения бизнеса, направленную на непрерывное устранение факторов, мешающих работе, увеличение скорости производимых операций, поиск возможностей улучшения условий труда. Отличительной особенностью этого подхода является отсутствие необходимости значительных инвестиций в замену оборудования.
Другой пример «движения в стиле lean» демонстрирует компания PROPLEX, которая в феврале 2010 года запустила собственный проект «Бережливое производство». Первым шагом стало внедрение системы повышения эффективности организации работы каждого сотрудника – 5S.
«В проекте были задействованы 21 экструзионная линия по выпуску оконного ПВХ-профиля, ламинационный цех, служба инструментального сервиса и служба главного инженера. В компании также произошла перестройка производства по «вытягивающему принципу», когда продукция «вытягивается» со стороны заказчика, а не «толкается» производителем, а также оптимизация логистики и срока выполнения заказов, – комментирует
Наталья Ежова, менеджер проекта «Бережливое производство» в компании PROPLEX. – Сегодня преимущества системы 5S очевидны. Сотрудники получают более удобные и безопасные рабочие места и учатся бережливости. Предприятие же повышает эффективность производства, что и является нашей основной целью внедрения 5S».
После вступления России в ВТО качеством производимых на «нашей земле» продуктов озаботилось и государство. Так, для отечественных производителей до 2015 года будут действовать меры господдержки. По утверждению
Елены Чернолецкой, заместителя директора аналитического департамента Московского фондового центра, к этому времени предприятиям придется изменить структуру производства и поставок, чем и поднять конкурентоспособность. Дополнительную поддержку заводам окажет ненасыщенность нашего рынка, а также постоянное повышение цен на импортную продукцию.
Но пока предприятия, остро нуждающиеся в полной модернизации каждой ступени своего производства, будут изыскивать средства и внедрять новые технологии, «передовики», которые всегда стремились к Западу, уже уйдут далеко вперед. Ведь повышать качество продукта надо постоянно и сразу по всем критериям, а не в короткие сроки и по указам государства.