Наверно, почти у каждого из жителей больших и шумных городов есть образ «идеального дома», в котором бы хотелось жить или, по крайней мере, проводить выходные и праздники. Но откуда у нас появляются те или иные архитектурные вкусы и пристрастия? Психологи утверждают, что в наш век массовой культуры важнейшими источниками всевозможных примеров для подражания становятся кино и телевидение. Фильмы и сериалы, рекламные ролики и разнообразные телепередачи сопровождают современного человека буквально с пеленок. Проводя время в кино или перед экраном телевизора, мы невольно запоминаем очертания всех разновидностей человеческого жилья из каждого уголка планеты, от бараков и хижин до роскошных дворцов, от деревенских изб до шикарных особняков знаменитостей. И когда приходит время строить собственный дом, неосознанно стараемся воспроизвести тот, что когда-то увидели на экране и который произвел на нас впечатление.
Иных из этих домов никогда не было в реальности – они представляли собой просто фанерные декорации на съемочной площадке, как уютная и просторная нора хоббита Бильбо Беггинса из «Властелина колец» или полностью сгенерированные на компьютере трехмерные модели – как легендарная школа Хогвартс из эпопеи о Гарри Поттере. И все же это ничуть не мешает кинофанатам пытаться воплотить полюбившийся образ в бетоне и камне. Так что архитекторы, общаясь с потенциальными клиентами, частенько слышат «Хочу дом как в таком-то фильме!» И порой совсем непросто совместить образ «идеального дома, находящийся в голове клиента, с современными строительными технологиями и представлениями о теплом и комфортном жилище.
Классика и современность
Наверно, один из самых известных домов из кинофильмов – это живописный особняк из вышедшей в далеком 1939 году классической экранизации романа «Унесенные ветром» с голливудскими звездами Вивьен Ли и Кларком Гейблом. Все, кто видели эту романтическую мелодраму, не могли не обратить внимания на просторное и богатое жилище семьи О`Хара с просторным крыльцом и колоннами, построенное в американском колониальном стиле с элементами греческого Возрождения (Greek Revival).
Кому-то этот особняк покажется слишком тяжеловесным и помпезным, но до сих пор находятся желающие поселиться в таком доме типичного американского плантатора.
Еще один
знаменитый дом, расположенный в Уиннитке, пригороде Чикаго (штат Иллинойс), по адресу: 671 Lincoln Avenue. Он был построен в 1920-х годах в георгианском колониальном стиле, заимствованном в «старой доброй» Англии, и имеет 5 спален, обустроенный чердак, камин, отдельный двойной гараж и оранжерею.
В 1990 году это здание прославилось на весь мир как место действия рождественской семейной комедии «Один дома» с Маколеем Калкиным в главной роли. Продолжения фильма также снимались в интерьерах этого особняка.
Такой дом несложно представить где-нибудь среди лесов Подмосковья, он не будет диссонировать с окружением. Более того, именно в этом стиле у нас сейчас возводятся многие коттеджные поселки и комплексы таунхаусов.
Однако облицовка из кирпича, обычная для загородных особняков и городских коттеджей в Великобритании или США, не совсем подходит к нашим климатическим условиям. В холодный сезон пористый кирпич быстро набирает влагу и не только начинает сам разрушаться из-за многократных циклов замораживания-оттаивания, но и препятствует высыханию слоя теплоизоляции, расположенного под внешней облицовкой.
«Многие домовладельцы, следуя модным архитектурным веяниям, хотели бы сделать фасад своего коттеджа в стиле английского классицизма или в одной из разновидностей колониального стиля. Часто их останавливает дороговизна и неизбежные недостатки облицовочного кирпича или клинкерной плитки. В таком случае оптимальным вариантом может стать использование минерально-полимерной облицовочной плитки Meldorfer,
– рассказывает
Александр Филиппов, генеральный директор торгово-строительной Группы компаний «Концепт». – Она наклеивается на штукатурную теплоизоляционную систему и очень правдоподобно имитирует цвет и фактуру клинкерного кирпича и при этом не перегружает фасад, так как легче клинкера в семь раз! В итоге дизайнерские задачи решаются оптимальным образом, а дом получает долговечную защиту от холода».
Повседневность и оригинальность
Порой образцами для подражания становятся ничем не примечательные типовые жилые дома – лишь потому, что именно они фигурировали в фильмах, ставших культовыми.
К примеру, вот построенный в 1919 году двухэтажный особняк общей площадью 250 кв. м, расположенный в районе Западный Голливуд, в двух кварталах от известного Голливудского бульвара в Лос-Анджелесе. В подобных домах живут миллионы американских семей. Но конкретно это здание обрело буквально мировую известность после выхода на экраны в 1984 году фильма ужасов «Кошмар на улице Вязов».
Этот же дом, который теперь иначе как «особняк Фредди Крюгера» и не называют, был задействован и в фильмах «Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди» 1985 года и «Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар» 1994 года.
Еще один типичный для американской глубинки дом заставит учащенно биться сердце любого фаната вампирской саги «Сумерки», экранизации не менее успешной серии романов Стефани Майер. Ведь здесь по сюжету жила главная героиня фильма Белла Свон со своим отцом.
Оба дома возведены по каркасной технологии, столь популярной в США благодаря дешевизне и высокой скорости строительства. Внешняя отделка обычно выполняется крашеной деревянной вагонкой или виниловым сайдингом. В нашей стране такие домики в заокеанском колониальном стиле также становятся все популярнее среди тех, у кого бюджет ограничен, а желание жить на своей земле велико. Но пригодна ли каркасная технология для нашего непростого климата – покажет время. Ведь первые подобные коттеджи начали появляться в России совсем недавно.
В отличие от «дома Беллы», который был возведен специально для съемок и не представляет собой ничего выдающегося, в кинотрилогии «Сумерки» также был снят вполне реальный и очень интересный с архитектурной точки зрения коттедж, известный как «резиденция семьи Каллен». Именно в нем жила семья вампиров. Этот просторный дом площадью более 500 кв. м с пятью спальнями расположен в Западном Ванкувере (Канада).
Здание в современном стиле отмечено предельным рационализмом в каждом элементе, лаконичностью и простотой форм. Прежде всего, нужно отметить воздушность строения, которое достигается за счет активного использования панорамного остекления, позволяющего любоваться лесами, окружающими дом. Такой особняк будет хорошо смотреться и в наших краях.
Однако огромные окна предъявляют повышенные требования к теплосберегающим характеристикам всех ограждающих конструкций. Так, Антон Богданов, директор по маркетингу компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям, считает, что возведение таких коттеджей в нашем климате возможно лишь с применением энергосберегающего остекления. Для него используются двух- или даже трехкамерные герметичные стеклопакеты с заполнением инертными газами. Причем как минимум одно из стекол должно быть с низкоэмиссионным покрытием, отражающим тепловое излучение. В противном случае отопление и кондиционирование этого дома будут обходиться его владельцам непозволительно дорого.
«Чтобы в таком доме в любое время года был комфортный микроклимат, придется уделить особое внимание и утеплению внешних стен. Для этих целей хорошо подходят штукатурные теплоизоляционные системы, – считает
Ксения Клиновская, продукт-менеджер по системам теплоизоляции компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Благодаря применению высокоэффективных утеплителей (минеральная вата или пенополистирол) такие многослойные системы защищают здание от самых суровых морозов. Кроме того, они никак не ограничивают архитекторов в цветовых решениях и позволяют комбинировать на фасаде штукатурку с самыми разными отделочными материалами (деревом, натуральным камнем, металлическим сайдингом и т.п.), создавая очень оригинальные и современные сочетания».
Русские мотивы
Но разве мы смотрим только голливудские блокбастеры, мелодрамы и комедии? Вовсе нет! На наши архитектурные пристрастия накладывают глубокий отпечаток и отечественные фильмы – и советской эпохи, и снятые уже в наши дни. В кадрах мелькают не только скучные коммуналки, хрущевки и многоэтажки, похожие как близнецы (что прекрасно обыграно, в частности, в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»). Из таких легендарных фильмов, как «Война и мир» Сергея Бондарчука и трилогии о гардемаринах от Светланы Дружининой, мы вынесли образы городских усадеб и дворянских поместий XVIII-XIX веков. Кстати, многие сцены киноленты «Гардемарины, вперед!» снимались в Твери на набережной Степана Разина, которая плотно застроена хорошо сохранившимися двухэтажными зданиями XVIII века. Это излюбленное место отечественных кинематографистов, так что в кадр эти домики в стиле русского классицизма попадают довольно часто.
Такой родной и привычный русский классический стиль довольно часто становится источником вдохновения для нынешних домовладельцев, которым, наверно, приятно представлять себя помещиками или потомственными дворянами. Нынешним архитекторам довольно просто воспроизвести эти строгие и лаконичные очертания с помощью современных строительных технологий.
«Традиционно для отделки стен городских усадеб и загородных поместий в прежние века использовалась «толстая» штукатурка, которую красили в спокойные и скучноватые пастельные цвета. Но сама по себе она недолговечна и почти не помогает сохранить тепло в доме. В наши дни для фасадов домов практически в любом архитектурном стиле применяют гораздо более долговечные штукатурные теплоизоляционные системы, которые не только поддерживают благоприятный микроклимат в здании, но и выполняют защитные и декоративные функции, – рассказывает
Ольга Логинова, директор по маркетингу компании CAPAROL.
– К примеру,
композиционная штукатурная система
CAPATECT (Caparol) благодаря эластичным карбоновым волокнам в армирующем слое не боится ни ударов, ни температурных деформаций и будет десятилетиями защищать здание от жары, холода и механических воздействий. Кроме того, с такой системой можно не ограничиваться традиционной, зачастую невыразительной окраской фасада. Ваш дом теперь может быть буквально любых цветов, даже самых насыщенных. Привнести в привычную, но скучную классику ярких красок – хороший способ сделать коттедж по-настоящему индивидуальным и запоминающимся».
Другой пласт русского архитектурного наследия, с которым мы знакомимся не на экскурсиях, а преимущественно по фильмам и мультфильмам, – это деревянное зодчество. Что ни сказка или историческая кинолента – везде можно увидеть добротные, умело срубленные деревенские избы или изысканные боярские хоромы. Да и сказочные персонажи частенько живут именно в традиционных срубах.
«У нас был случай, когда клиент хотел заказать дом, стилизованный под избу Бабы-Яги», – с улыбкой рассказывает
Елена Приймак, главный архитектор и руководитель Центра архитектурного проектирования.
Сейчас мода на деревянные срубы буквально переживает второе рождение. И хотя древесина традиционно считается дешевым строительным материалом, возведение красивого сруба – вовсе не дешевое удовольствие. Здесь нужны высококачественные, правильно просушенные бревна и профессиональные строители с большим опытом подобных работ. Кроме того, любой сруб поначалу дает существенную усадку, так что сделать чистовую отделку в нем и справить новоселье можно не раньше чем через год.
Самые нетерпеливые любители древнерусских мотивов порой возводят дом из кирпича или по каркасным технологиям, а стены из бревен только имитируют с помощью таких материалов, как блок-хаус – строганной доски, выполненной в виде сегмента оцилиндрованного бревна. Более того, сейчас нередко используют виниловый или даже металлический блок-хаус, который более стоек к погодным воздействиям, чем древесина.
Когда в следующий раз включите телевизор или пойдете в кино, хотя бы изредка обращайте внимание на то, что за дома появляются на заднем плане. Возможно, один из них скоро станет прообразом вашего будущего жилища.
Пресс-служба CAPAROL