Малые предприятия со штатом до 100 человек за последние 20 лет стали самым привычным явлением для российской строительной отрасли. Статистика свидетельствует, что с этой сферой связано 11,1% небольших фирм, а их общая численность достигает нескольких десятков тысяч[1]
[2]
.
Однако положение малого бизнеса в строительстве никак нельзя назвать безоблачным. Именно небольшие компании, имеющие ограниченный доступ к заемным средствам и не располагающие большими резервами, оказываются наиболее уязвимы перед любыми снижениями потребительского спроса и спадами деловой активности. Они первыми ощутили на себе удар финансового кризиса 2008-2009 гг. и понесли от него наибольший ущерб. И сейчас, когда последствия тех трудных лет в целом преодолены, они по-прежнему вынуждены бороться за место под солнцем.
Малышам тут не место
Среди факторов, сильнее всего мешающих развитию небольших компаний в области строительства, представителями малого бизнеса чаще всего называются «высокая налоговая нагрузка» (46% опрошенных), «неплатежеспособность заказчиков» (35%) и «конкуренция со стороны других строительных фирм» (33%).[3]
Кроме того, нужно учитывать, что строительство – достаточно капиталоёмкая отрасль. Это основной барьер для входа малых предприятий на строительный рынок, что проявляется в малой доступности оборудования, кредитных ресурсов, сложности привлечения высококвалифицированных кадров.
Принятые еще в 1990-х гг. на федеральном уровне меры по поддержке малого бизнеса (налоговые льготы, помощь в получении кредитов и госзаказов) в массе своей ушли в историю или были отданы на откуп регионам. Большинство федеральных и местных программ поддержки строительной отрасли сейчас затрагивают лишь крупные предприятия. Для них облегчается получение кредитных средств на модернизацию и расширение производства, упрощается доступ к тендерам и конкурсам. В то же время десятки тысяч мелких фирм, работающих в этой сфере, вынуждены справляться со всеми трудностями своими силами.
По мнению Евгения Каплана, заместителя директора компании «Союзпетрострой», малый бизнес сейчас планомерно выдавливается из «большого» строительства. В качестве иллюстрации приводится положение дел в Санкт-Петербурге, где удельный вес малого и среднего строительного бизнеса в объеме подрядных работ города снизился с 40% в 2006-2008 годах до 12% в 2011 году. Если в 2010 году в северной столице насчитывалось 22,5 тыс. небольших строительных компаний, то в 2011 году их осталось уже 17 тыс.[4]
Евгений Каплан выделяет несколько причин для вымирания малого строительного бизнеса. Во-первых, рынок продолжает монополизироваться. Около 85% всего объема городского строительства ведет десяток крупных фирм. Во-вторых, малым компаниям недоступны крупные и дорогие земельные участки, выставляемые на торги.[5]
Как отмечают специалисты краснодарского жилищно-строительного кооператива «Есенинский», административные барьеры для небольших предприятий практически непреодолимы — получение документации и подведение коммуникаций останавливают многих застройщиков.[6]
Еще одним камнем преткновения для малых компаний стала отмена строительных лицензий и введение системы допусков СРО (саморегулируемых организаций). Свидетельство о допуске к определенному перечню строительных работ можно получить лишь вступив в какое-либо СРО, причем по размерам вступительных и ежегодных взносов не делается никаких различий между малым и крупным бизнесом. В результате даже скромная фирма со штатом в 5-10 человек должна выложить за членство в СРО несколько сотен тысяч рублей.[7]
В целом, по общему мнению, малый бизнес к настоящему моменту вытеснен в сферу субподрядных работ, специализируясь на устройстве внутридомовых сетей, монтаже отопительного и вентиляционного оборудования, электромонтажных, кровельных, отделочных и других видах работ, которые крупные застройщики могут доверить небольшим компаниям.
Традиционной вотчиной малого бизнеса считается индивидуальное домостроение (ИЖС). На строительство коттеджей не нужны допуски СРО, что сильно облегчает работу небольшим фирмам на этом перспективном направлении. Кстати, именно благодаря им в последние годы произошел настоящий «взрыв» в этом сегменте рынка. Сейчас в большинстве регионов страны частные дома и коттеджи составляют более половины всех возводимых жилых площадей. Согласно данным маркетингового агентства «Навигатор», за последние 9 лет объем строительства малоэтажных зданий в России увеличился в 3,8 раз, а среднегодовой рост находился на уровне 10%.[8]
По словам Ильи Володько, генерального директора краснодарской консалтинговой компании Macon Realty Group, сегодня малые организации действительно занимают значительную долю ИЖС. Основными преимуществами таких компаний, позволяющими достигать экономической эффективности, являются сравнительно небольшой объём необходимых инвестиций и экономия средств на малом объеме разрешительной и проектной документации.[9]
Что же позволяет выживать малому бизнесу в таких далеко не тепличных условиях?
Один из возможных путей развития небольших компаний – предоставление уникальных услуг или выпуск эксклюзивных материалов для ремонта и строительства. Иосиф Туккель, директор Института инноватики, приводит пример создания малого предприятия двумя студентами. Выкупив лицензию на технологию нанесения изображения на различные поверхности, они наладили выпуск кафельной плитки с оригинальным узором по дизайну заказчика и окупили свое внедрение уже в первый год.[10]
Рука помощи
Помощь малому бизнесу порой приходит с неожиданной стороны – от крупных производителей материалов и конструкций, которые заинтересованы в повышении конкурентоспособности своих партнеров, а потому разрабатывают целые программы для их поддержки и развития.
Хорошей иллюстрацией может послужить российская оконная отрасль, которая «с нуля» и в кратчайшие сроки, всего за несколько лет, была построена небольшими компаниями в сотрудничестве с производителями оконного профиля.
«Изготовление и монтаж пластиковых окон – это сложные технологические процессы, от которых зависят потребительские свойства окон и их долговечность. Так что для сохранения репутации и оттачивания своего профессионализма молодым предприятиям, занимающимся переработкой ПВХ-профиля и сборкой оконных конструкций, не обойтись без опытного наставника, – считает
Андрей Аннояров, директор по производству компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – Нашим партнерам мы предлагаем подбор необходимого оборудования, технический сервис, консалтинг, а также семинары и обучающие программы – всё, чтобы наладить производство качественных энергосберегающих окон. Для нас это гарантия того, что клиент получит качественные и долговечные окна, в полной мере отвечающие его запросам».
По мнению экспертов, в условиях жесткой конкуренции оконным компаниям, нацеленным на развитие, как никогда важно уметь выделиться в серой массе. А безликие «noname» фирмы имеют все меньше шансов привлечь клиента. В то же время, развитие собственного бренда – это немалые расходы без гарантированного результата.
«Для наших партнеров мы предлагаем программы совместного продвижения. Небольшие оконные фирмы получают возможность использовать для привлечения клиентов хорошо узнаваемый бренд PROPLEX – в местной прессе, наружной рекламе, на телевидении и радио, – и целый банк готовых решений для размещения рекламы, –
говорит Антон Богданов (PROPLEX). – Также мы предоставляем компаниям-партнерам помощь в оптимизации логистических потоков, закупок профиля и всех необходимых комплектующих для производства качественных окон. Для этого компанией создана крупнейшая в стране сеть собственных региональных складов и представительств».
Устав от изматывающей борьбы за клиента, демпинга со стороны недобросовестных конкурентов, многочисленные мелкие фирмы, занимающиеся производством и установкой окон, жалюзи, натяжных и подвесных потолков, быстровозводимых конструкций, климатического оборудования, с большим энтузиазмом откликаются на подобные инициативы. В свою очередь, крупные компании-производители получают лояльных партнеров, с которыми можно строить долгосрочные отношения – к взаимной выгоде.
Продать – тоже важно
Еще одна категория малых предприятий, без которых сложно представить себе современную строительную отрасль – это оптовые и розничные торговые компании. Их роль зачастую недооценивается, а прочие участники рынка к ним относятся чуть ли не с пренебрежением. Между тем, эти фирмы во многих российских регионах обеспечивают стройматериалами и конструкциями DIY-рынок (от англ. Do it yourself «сделай сам»), заполняя каждую свободную экологическую нишу и появляясь даже там, где не выгодно или слишком рискованно работать крупным оптовикам. А розничные дилеры вкладывают собственные средства в развитие сетей точек продаж, принимая на себя немалые риски и повышая доступность товаров и услуг для населения.
«На оконном рынке дилеры выполняют свои важные функции, и компаниям, занимающимся изготовлением окон, важно наладить с ними взаимовыгодное и конструктивное сотрудничество, – считает
Лев Минуллин, директор по развитию компании PROPLEX. – Партнерство с розничным дилером позволяет без излишних затрат охватить гораздо большие территории, использовать нестандартные методы продаж – например, со стоек в торговых центрах или с «офисов-на-колесах» Со своей стороны,
PROPLEX помогает дилерам в их нелегком деле, предлагая рекламные и наглядные материалы для офисов, тренинги и программы по улучшению эффективности продаж, а также участие в совместном маркетинговом продвижении в местных СМИ».
Активную поддержку торговых партнеров проводит и Группа Компаний Металл Профиль, ведущий российский производитель кровельных и фасадных систем, у которого более 1600 дилеров по всей стране.
«Понять потребности всех наших дилеров и как сформировать продукты, соответствующие их ожиданиям, – задача не из легких, тем не менее, мы с этим успешно справляемся благодаря современным технологиям. Например, в социальных сетях действует «клуб профессионалов», где дилеры и сотрудники компании делятся опытом и знаниями о продукции, – отмечает
Максим Романков, руководитель департамента маркетинга и рекламы ГК «Металл Профиль». – Компанией разработаны специальные тренинги и семинары для дилеров, а также обучающий интернет-модуль, с помощью которого они могут пройти обучение, познакомиться с презентациями продукции и сразу же ответить на аттестационные вопросы. Мы повышаем профессиональный уровень сотрудников наших дилеров, благодаря этому повышается уровень продаж и увеличивается эффективность работы».
Немало крупных компаний идут по пути развития розничных сетей по франшизе. Так, компания «Мос Силинг», один из крупнейших производителей натяжных потолков в Москве,[11]
предлагает предпринимателям купить готовый бизнес и стать дилером. При этом новички могут получить все инструменты для освоения необходимых навыков - от курсов для начинающих бизнесменов на рынке натяжных потолков до тренингов по продажам для менеджеров и мастер-классов для монтажных бригад.
Конечно, слишком самонадеянно было бы предрекать малому бизнесу в российской строительной отрасли безусловное процветание и благоденствие в ближайшие годы. Как раз напротив, это будет время жесткой конкурентной борьбы, в которой сможет выжить и развиваться лишь тот, кто выберет правильную стратегию работы и верных партнеров, уверенно стоящих на ногах и помогающих подняться другим.
Пресс-служба компании PROPLEX
[1]
http://www.ocenkavip.ru/content/obzor-stroitelnoi-otrasli-v-rossii-2009-2011
[2]
http://expert.ru/2012/10/17/statistika-malogo-biznesa/
[3]
http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_04/IssWWW.exe/Stg/d04/4-0.htm
[4]
http://asninfo.ru/se/article/52761
[5]
http://www.bn.ru/news/2012/05/23/92291.html
[6]
http://expert.ru/south/2012/08/seraya-pribyil-ili-belaya-smert/
[7]
http://pravdapskov.ru/rubric/29/5777
[8]
http://marketing.rbc.ru/news_research/09/07/2012/562949984278816.shtml
[9]
http://expert.ru/south/2012/08/seraya-pribyil-ili-belaya-smert/
[10]
http://www.stroypuls.ru/vipusk/detail.php?article_id=30524
[11]
http://mossiling.ru/dileram/malyj-biznes/77-idei-dlya-malogo-biznesa