Декабрь 1988 года навсегда останется в наших сердцах трагической памятной датой. В результате землетрясения 7 декабря в Армении погибло более двадцати пяти тысяч человек, без крова над головой осталось свыше пятисот жителей, уникальные исторические памятники оказались стерты с лица земли. Масштабы разрушений были колоссальные. Жилье, объекты промышленности, заводы бетона, оборудования, цеха, мастерские – были полностью или значительно разрушены. В первые часы после катастрофы оперативно откликнулись пограничники. 8 декабря был создан постоянно действующий штаб по чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий землетрясения в Армении, возглавляемый первым заместителем Минсевзапстроя СССР Лосевым Ю.Г. К спасательным работам были подключены отряды строительных Министерств и Минобороны.
Разбор завалов
9 декабря был сформирован первый сводный спасательный отряд специалистов на базе четырех отрядов строительных организаций: Коми АССР, Ярославля, Череповца, Мурманска. В этот же день специалисты вылетели в Армению.
Велась круглосуточная работа. В первые дни удалось извлечь из-под завалов 334 человека, из этого числа живых было 49 человек. Для лишившихся жилья и пострадавших от стихии был возведен палаточный городок на 1200 мест. Во главе с министром здравоохранения СССР Чазовым Е.И. в Армению была направлена большая группа специалистов: хирургов и нейрохирургов, травматологов и инфекционистов, психологов. Также было доставлено на место трагедии медицинское снаряжение, запас необходимых медикаментов, донорская кровь. Невозможное совершали врачи, оказывающие медицинскую помощь в полевых условиях при средней декабрьской температуре - минус пятнадцать градусов.
Работы по поиску выживших и расчистке завалов были завершены 25-28 декабря 1988 года.
После завершения работ по разборке завалов все отряды переключились на восстановительные работы жизненно-необходимых объектов и строительство баз для восстановления разрушенных сооружений и строительства новых объектов.
Со всех уголков тогда еще СССР откликнулись люди как на свою собственную беду. В Армению эшелонами поступала специализированная техника, строительное оборудование, механизмы, автотранспорт, гуманитарная помощь, продовольствие, медикаменты, топливо.
Восстановление 58 микрорайона, г.Ленинакан
Специально для Ленинакана и других наиболее пострадавших городов Армении были разработаны сборные конструкции домов повышенной сейсмоустойчивости. Был разработан и создан механизм испытания для строящихся домов и сооружений, который обеспечивал 9-балльную (по шкале интенсивности земных толчков) проверку каждому возводимому сооружению. Причем внедрение таких домов оказалось выгодным не только с точки зрения безопасности, но и собственно строительство было дешевле на 30% по сравнению с традиционным монолитным домостроением, и по срокам - быстрее в полтора раза. В результате компетентных испытаний на сейсмичность было принято решение – всю застройку жилого массива Ленинакана вести только с использованием панелей, которые устойчивы к девятибалльным земным колебаниям.
На окраине Ленинакана Ярославским строительным монтажным предприятием (СМП) уже в феврале 1989г. был возведен городок из вагончиков со всеми коммуникациями на три тысячи человек. Было создано ПСО “Армениясевзапстрой” каждая территория (это 25 территорий) создало в Ленинакане свой строительно-монтажный поезд, вошедший в ПСО “Армениясевзапстрой”. Каждый поезд был оснащен техникой, транспортом, оборудованием, бытовыми помещениями, квалифицированными рабочими и ИТР, способными выполнять все виды строительно-монтажных работ, начиная с нуля до сдачи. Было создано 28 строительно-монтажных поездов, трест Мехнизации, атобаза на 300 автомобилей, с общей численностью 6 тысяч человек. Приступили к работке промышленных объектов, фабрик им. Чкалова, Лукашенко, были восстановлены очистные сооружения, завод железобетонных конструкций, Араратский цементный завод. Построено три сборно-щитовых школы на три тысячи учащихся и в них сразу же начались занятия. Шло полным ходом строительство новых баз. Это бетонные узлы, склады цемента, битумохранилище, завод по выпуску асфальта, подъездные железные дороги, повышенные тупики и площадки для разгрузки инертных материалов. Шло восстановление разрушенной школы по ул. Ширакаци к началу учебного года. 1989 Ивановский поезд восстановил эту школу. Чувашский, Мордовский, Калужский и Орловский поезда восстановили три детских садика по 140 мест. Проектирование шло параллельно. Работали с листа и исходя из опыта. У Минстроя СССР был накоплен опыт строительства монолитных домов по территориям. По указаниям первого зам.министра Лосева Юрия Григорьевича с некоторых территорий были забраны готовые опалубки для монолитного домостроения. Это Чувашия, Нижний Новгород, Смоленск, Калининград, что позволило разнообразить дома на МКР-8. Первый дом был заложен Чувашским СМП - 7 января 1989 года и сдан под заселение в июле 1989 года. Ярославцы переработали фундаменты домов на сборные, и начали закладку двадцати домов в МКР-8 для военнослужащих, у них было две своих опалубки. В конечном итоге они возвели двадцать домов. Пятнадцать домов сдали под заселение с магазинами и детским садиком.
Первый дом, готовый к заселению
В марте 1989 года был спроектирован МКР-58 с привязкой домов по поступившим опалубкам. КБ им. Якушева разработало типовые дома на все микрорайоны. По указанию Лосева Ю.Г. на заводах “Стройтехника” и территориальных объединений были изготовлены щиты опалубки. Это около трех тысяч тонн металлоконструкций и в июне 1989 года все поезда были оснащены опалубками, созданные базы по бетону могли выдавать до 1800м3 бетона в сутки. На МКР-58 было подготовлено к пуску тепла 36 домов, смонтировано 5 трансформаторных подстанций. Отставало строительство основной котельной и реконструкция высоковольтной подстанции (работы выполнялись местными организациями). Было принято решение смонтировать временные котельные на МКР-58 и подключить ТП по временной схеме. И уже в январе 1990 года на первые дома было пущено тепло. В целях ускорения строительства, монолитные перекрытия домов были перепроектированы на сборные. Оперативно работали службы “Минсевзапстроя”. В течение двух месяцев на заводах “Стройтехника” все поезда были оснащены поддонами для изготовления сборных перекрытий непосредственно под башенными подъемными кранами на площадках. “Минсевзапстроем” и КБ им. Якушева монолитный дом был переаботан на сборный вариант. В кратчайшие срок был построен цех по выпуску сборных перегородок и в сентябре 1990 года был смонтирован первый сборный дом на МКР “Мармашен”. В июне 1990 года началось строительство монолитных домов на МКР “Мармашен” где планировалось построить 127 домов, две школы, три детских садика и ряд магазинов. Большие простои были из-за задержки цемента. На МКР-58 было сдано 60 домов (68т.м.2), пять трансформаторных подстанций, три временных котельных, проложено 4,5 км. Тепловых сетей, десятки километров кабельных, водопроводных, канализационных сетей, дороги и площадки. На МКР-8 сдано 15 домов. На МКР “Мармашан” было заложено 80 домов и фундаменты под школы и детские садики. Были смонтированы и сданы под монтаж оборудования фабрики им.Чкалова и им. Лукашенко.
По ряду причин строительство в г. Ленинакане территориями было прекращено. Вся техника, оборудование, механизмы, краны, автотранспорт, бытовые городки были переданы вновь созданным Армянским трестам.