В наши дни уже никого не удивляет тот факт, что в Калининграде выпускают автомобили BMW, в Калуге – Volkswagen и Toyota, а в Подмосковье – телевизоры LG, итальянскую плитку или датские насосы. С начала 2000-х годов Россия ощущает небывалый приток иностранных инвестиций. Зарубежные корпорации активно вкладываются в открытие местных предприятий и заводов, справедливо полагая, что производить на месте многие востребованные товары выгоднее, чем импортировать. Но иностранное влияние на российскую экономику на этом не ограничивается. Многие отечественные производители, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции, проводят модернизацию и закупают современное оборудование ведущих европейских или американских брендов. Причина в том, что российское приборо- и станкостроение, как ни печально это осознавать, прочно застыло в своем развитии на уровне эпохи социализма и плановой экономики и мало отвечает нынешним запросам промышленности.
Тяга к высокотехнологичным западным разработкам особенно велика у российских производителей строительных материалов и конструкций – ведь им приходится бороться за внимание покупателя, уже порядком избалованного качеством и разнообразием продукции известнейших зарубежных компаний. Стоит рассмотреть некоторые наиболее типичные примеры в этой сфере – откуда к нам поступает высокотехнологичное оборудование и чего ждут от него российские промышленники?
Средиземноморское вдохновение
Начать стоит с развенчания некоторых мифов о европейских странах. Российские обыватели привыкли считать Грецию, Испанию и Италию поставщиками оливок, апельсинов и хорошего вина, но никак не высокотехнологичного промышленного оборудования. Между тем, в нашей стране хорошо известны испанские производители оборудования для стеклообработки (Legna), для деревообработки (Cehisa и Barton Maquinaria), автоматизированное высокопроизводительное оборудование для обработки проволоки и арматуры от греческого производителя Eurobend и многие другие.
Италия при ближайшем рассмотрении оказывается родиной не только пиццы и пасты, но и множества авторитетных производителей самого разнообразного оборудования, ныне все активнее использующегося на российских заводах.
Конечно, особое место в Италии с ее вековыми традициями мебельных мастерских занимает деревообработка. Лидирующие позиции среди производителей инструмента для различных сфер деревообработки и мебельного производства принадлежат компании BSP. Она производит широкий спектр стандартного и специального инструмента по чертежам заказчика, при этом компания BSP гарантирует высочайшее качество своей продукции, что делает ее инструмент наиболее привлекательным для производителей.
Нельзя не упомянуть и об итальянской компании Angelo Cremona, которая занимает лидирующее положение в мире как производитель станков и автоматических линий для выпуска фанеры и высококачественного шпона. Оборудованием от этого бренда уже обзавелись многие российские производители фанеры и шпона, что становится отличным конкурентным преимуществом. Например, компания «Файнфлекс» поставляет березовую фанеру и латофлекс не только российским, но и ведущим европейским и мебельным фабрикам. Это стало возможным благодаря тому, что на саранском предприятии «Файнфлекс» используется оборудование ведущих итальянских производителей Angelo Cremona, Euromac и др.
Еще одним хорошим примером успешного использования итальянского оборудования является «Металл Профиль», ведущий производитель тонколистовых кровельных и стеновых материалов, систем вентилируемых фасадов, а также сэндвич-панелей.
«Для получения высокого качества готовой продукции требуется современное автоматизированное оборудование, позволяющее полностью исключить из производственного процесса ручной труд, – отмечает Сергей Якубов, заместитель директора по продажам и маркетингу Группы компаний «Металл Профиль». – Так, на наших заводах стоят линии непрерывного производства трехслойных сэндвич-панелей итальянской компании Robor, общая длина которых составляет 170 м, а длина технологической части – 90 м (в т.ч. 20 м – пластинчатый пресс). Это позволяет обеспечить качество продукции, недостижимое при стендовом производстве или производстве на коротких линиях эконом-класса».
Есть отрасли, в которых Италия – признанный мировой лидер. И в первую очередь это изготовление керамогранита, керамической плитки и мозаики. Крупнейший российский производитель керамического гранита и керамической плитки, работающий с использованием итальянского оборудования, опыта и знаний, – это Kerama Marazzi, входящий в концерн Marazzi Group, который является мировым лидером по производству керамической плитки, керамогранита и санфаянса. Компания имеет два завода в Орле и Московской области. На подмосковном заводе «Велор» установлено новейшее оборудование итальянских компаний Sachmi, ICF и Technoferrari.
В России работают и другие производители керамогранита, базирующиеся на итальянских технологиях. Так, Estima Ceramica в 1999 году открыла завод в г. Ногинске. Керамический гранит Estima производится на современном оборудовании от ведущих итальянских производителей Siti, ICF, Nuovafima и др.
Австрийские инновации
Австрия - еще
одна небольшая европейская страна, которая известна не только венскими пироженными и альпийскими горнолыжными курортами, но и своим высокотехнологичным оборудованием
. В 2011 году в структуре австрийского импорта в Россию машины, станки и автоматизированные линии для промышленных предприятий занимали более 40%.
«Австрия прежде всего делает ставку на высокие технологии и развитие инноваций на российском рынке, – говорит Рейнхольд Миттерленер, федеральный министр Австрии по экономике и делам семьи и молодежи
. – Кроме того, австрийские компании вносят свой вклад в модернизацию российской автомобильной промышленности, поставляют сигнализацию для инфраструктурных объектов, а также технологии в сфере безопасности и коммуникационные технологии для авиа- и железнодорожных перевозок».
[1]
Одним из высокотехнологичных направлений в австрийской промышленности, которое оказало сильное влияние на российский рынок, считается производство оборудования по переработке полимерных материалов (пластмасс и каучуков), в том числе автоматических линий для литья и экструзии. В этой стране настолько высока концентрация подобных компаний, что иногда ее называют «экструзионной долиной» или «ПВХ-долиной» по аналогии с Силиконовой долиной в Калифорнии. На сегодняшний день самые известные компании - Greiner, Technoplast, Cincinnati Machine и др.
«Чтобы выпускать оконный ПВХ-профиль, не уступающий по своим характеристикам и качеству лучшим западным образцам, наше производство в подмосковном Подольске мы оснастили самым современным экструзионным оборудованием ведущих европейских компаний», – рассказывает Лев Минуллин, директор по развитию компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям.
На заводе PROPLEX работают экструзионные линии от компании Krauss Maffei, калибровочные столы и тянущие устройства австрийских компаний A+G Extrusion Technology и Technoplast. Производство было полностью налажено австрийскими специалистами, а оригинальная рецептура поливинилхлоридной смеси разработана австрийской компанией Chemson Polymer-Additive специально для климатических условий России.
В 2011 году на одной из экструзионных линий проведена настройка энергоэффективной вакуумной установки Cross-Box. Запуск и наладку оборудования осуществили специалисты австрийской компании Politsch Kunststofftechnik – разработчика и производителя этой системы. По данным европейских испытаний, применение Cross-Box на производстве снижает расход электроэнергии по одной экструзионной линии на 133,5 МВт*ч в год, то есть сокращает затраты на электричество на 70%.
Немецкий прагматизм и точность
Наконец, нельзя обойти вниманием Германию, которая сегодня является одним из крупнейших торгово-экономических партнеров России. Среди основных статей немецкого экспорта в нашу страну – продукция тяжелого машиностроения, в том числе – высокотехнологичные станки, оборудование для энергетики, химической промышленности и т.п.
Германия, наряду с Австрией, считается пионером разработки экструзионного оборудования для выпуска оконных и дверных профилей, подоконников, панелей, ПВХ-труб и множества других материалов и конструкций на основе пластика и каучука. В большинстве своем немецкое оборудование относится к самому дорогому ценовому сегменту, так что его могут позволить себе лишь те российские производители, которые в первую очередь ориентированы на высокое качество продукции.
В частности, на уже упоминавшемся заводе PROPLEX работают экструзионные линии от известнейшей мюнхенской компании Krauss-Maffei Kunststofftechnik. Кроме того, для оптимизации технологических процессов используется оборудование и технологии от других авторитетных немецких брендов.
«С помощью немецкой компании Reimelt на нашем заводе налажена высокотехнологичная автоматизированная система подготовки и транспортировки композиции ПВХ на экструзионные линии, которая позволяет строго соблюдать рецептуру смеси, что является залогом высокого качества готового продукта, - рассказывает Лев Минуллин, директор по развитию PROPLEX. - Также у нас был открыт собственный ламинационный цех, где по европейской технологии, разработанной немецкими фирмами Renolit и Kleberit, производится ламинирование оконного профиля и подоконников».
Особой популярностью у российских производителей материалов для строительства и ремонта пользуются деревообрабатывающие немецкие станки. «Для
создания конкурентоспособного производства стоит использовать только западное оборудование, так как российская промышленность часто не производит ничего аналогичного, либо оно низкого качества, – отмечает Василий Шпикин, начальник производства компании MatoGroup. – На нашем заводе используются исключительно немецкие деревообрабатывающие станки. В частности, распиловочные многопильные станки фирмы Paul и четырехсторонние станки Weinig».
На заводе «Кроношпан», официальным дилером которого является компания MatoGroup, изготавливаются плитные материалы (ДСП и МДФ), дверные коробки, также ламинированные полы и стеновые панели. Оборудование завод приобретает у немецких компаний – представителей в России. Они проводят монтаж и наладку станков, а затем обучают работе персонал завода: наладчиков, станочников, операторов.
«Российское деревообрабатывающее оборудование по многим параметрам уступает немецкому, – говорит Павел Дадаев, генеральный директор Группы компаний «ЛесСтройМонтаж». –
Во-первых, наши станки требуют постоянного ухода и частой заточки, через каждые 20 минут необходимо менять фризы. Во-вторых, профессионалов не устраивает качество деревообработки: на таких станках можно спилить всю доску, но так и не получить необходимого результата. Именно поэтому мы и ориентируемся на западную технологию и используем их оборудование. С ним можно не волноваться за качество обработки материала и бесперебойность производства».
Не меньшей популярностью пользуется немецкое оборудование для обработки натурального камня, используемого для внешней и внутренней отделки зданий. Например, хорошо известна в России продукция компании J. König GmbH & Co – это предприятие международной группы Diarex Group, которое является одним из лидирующих производителей и поставщиков машин, установок и инструментов для обработки природного и искусственного камня. Также стоит упомянуть баварского производителя Burkhard, известного автоматизированными обрабатывающими центрами, шлифовально-полировальными и камнеобрабатывающими станками.
Мы рассмотрели лишь несколько самых ярких примеров, из которых видно, что новейшие европейские технологии и оборудование чрезвычайно востребованы развивающейся российской промышленностью. Дерево- и металлообработка, производство строительных и отделочных материалов – все эти направления не смогли бы так интенсивно расти в последние годы без западного оборудования. Однако эта зависимость России от европейских технологий – совсем не повод для комплексов, ведь даже Китай, очень точно называемый «всемирной фабрикой», значительную долю оборудования получает из Европы и США. В этом явлении есть и положительные моменты: продукция, произведенная в России по европейским технологиям и на европейском оборудовании, соответствует высоким международным стандартам.
Пресс-служба компании PROPLEX
[1] http://www.kommersant.ru/doc/1629223/print