Глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин в интервью "Российской газете", опубликованном 31 июля, заявил, что не считает нужным отказываться от индустриального домостроения.
"Совершенно ясно, что на сегодняшний день реализация нацпроекта ("Доступное и комфортное жилье" - "ИФ") невозможна без широкой государственной поддержки индустриального жилищного строительства. Другое дело, что индустриальное домостроение далеко ушло от того, что строилось в советское время. Современная продукция ДСК по качеству приближается к монолитному домостроению", - отметил он.
Мощнейший стройкомплекс страны - столичный. Его потенциал огромен, возможности кажутся фантастическими, для кого-то абсолютно недостижимыми.
Однако и у московских строителей есть перспективы, планы, проблемы, "узкие места" и уникальные проекты и технологии. Об этом - беседа нашего корреспондента с Владимиром Ресиным, первым заместителем мэра Москвы, руководителем Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города.
Российская газета | Владимир Иосифович! Согласно недавнему заявлению первого вице-премьера Д. Медведева, курирующего президентские нацпроекты, их финансирование необходимо увеличить. Куда, на ваш взгляд, должны быть вложены эти дополнительные средства в рамках проекта "Доступное жилье"?
Владимир Ресин | Главное условие успешного воплощения национального проекта "Доступное и комфортное жилье" - развитие промышленности стройиндустрии. Это первая статья финансирования, ведь производство стройматериалов является основой строительного цикла. Сейчас во многих регионах свернуто крупнопанельное домостроение. Началось технологическое отставание, прежде всего - в отношении отделочных материалов. Огромный вред наносит традиционная российская беда: в отрасли используются устаревшие энергозатратные технологии. В базовых отраслях стройиндустрии износ основных фондов достигает 80 процентов.
На деньги одного только государства без участия инвесторов жилищную проблему в стране решить невозможно. Поэтому самое главное - запустить инвестиционный процесс в регионе. В руках грамотного руководителя средства, которые государство выделяет на развитие программы "Доступное жилье", должны стать тем стартером, который сможет "провернуть" заржавевший маховик строительной индустрии и создать условия, когда инвестиции в строительство в регионе станут привлекательными для частных инвесторов и по крайней мере возвратными для бюджета.
Конечно, позитивные подвижки происходят: сказывается экономический рост последних лет, спрос на жилье привлекает инвестиции. Но это небыстрый процесс. Чтобы выдержать сроки выполнения президентского проекта по жилью, необходима господдержка.
РГ | Технологическое отставание, износ фондов в строительстве, безусловно, опасны. Но в столице обращает на себя внимание противоположное - внедрение новых технологий, материалов, проектов...
Ресин | Наши проектные организации - а их у города целая сеть - ведут постоянный поиск новых направлений развития архитектурных и строительных систем. Архитекторы и инженеры разрабатывают, а строители внедряют современные типы зданий, технологии строительства, материалы. Это не только полезно городу и его жителям, но и выгодно строительным и эксплуатационным предприятиям, ведь системная работа в технологической сфере ведет к сдерживанию роста себестоимости, снижению затрат на эксплуатацию жилья.
Одно из главных направлений технологического развития - снижение энергозатрат, энергосбережение. У столицы здесь богатый опыт. Например, в новом районе Куркино уже в течение ряда лет строятся специальные "теплые дома", в районе Никулино недавно построен энергоэффективный индустриальный 16-этажный дом, внедряется энергосберегающая технология "Пластбау".
РГ | Московский стройкомплекс занимает в нашей стране лидирующие позиции. Означает ли это, что на Москву возлагается особая ответственность в ходе реализации жилищного проекта?
Ресин | Да, в силу естественных преимуществ московский стройкомплекс стал каркасом, который придает прочность всей конструкции. То, что в столице реализуется уже на протяжении ряда лет - масштабный ввод в действие социального жилья, развитие ипотеки, программа по обеспечению жильем молодых семей, сейчас становится основой государственной политики в сфере строительства.
Но усилиям федеральных властей должны соответствовать встречные инициативы каждого региона, не только столицы. Курирующий нацпроекты первый вице-премьер Д. Медведев не случайно постоянно обращает внимание на то, что регионам следует отказаться от "иждивенческого" подхода. Нельзя полагаться только на федеральное финансирование и управление. Невозможно и не конструктивно из центра управлять всеми процессами на местах. Нужно предлагать собственные идеи, которые могли бы дополнить и развить положения нацпроектов. Прежде всего это касается развития инвестиционного процесса в регионе. В случае с жилищным вопросом это особенно актуально, поскольку в России около 10 млн. квадратных метров ветхого и аварийного жилья, а в очереди на получение квартир стоят 5 млн. семей. Понятно, что с таким объемом работы в одиночку не справится никто.
РГ | Специфика Москвы только в ее естественных преимуществах?
Ресин | У Москвы есть не только преимущества, есть свои трудности, с которыми не приходится сталкиваться другим. Заканчивается ресурс свободных территорий для массовой жилищной застройки, которая ведется прежде всего для строительства социального жилья. Это ставит ограничение на экстенсивное увеличение объемов строительства. В результате сейчас строители все чаще осваивают так называемые "обремененные" площадки. Само собой, строить в таких условиях гораздо сложнее, чем в "чистом поле", но экстенсивный путь для Москвы исчерпан. В соответствии с Генеральным планом мы переходим к интенсивному развитию.
РГ | В чем состоит интенсивный путь? Где искать резервы для жилищного строительства, если свободных территорий становится все меньше и меньше?
Ресин | Осваиваются производственные территории, сохраняющиеся в центре и в районах массовой жилищной застройки, Москва постепенно преодолевает неэффективное территориальное размещение промышленности. Осуществляется вывод предприятий в специально подготовленные территории, оборудованные современными транспортными коммуникациями, связью, вообще всей необходимой инфраструктурой.
Безусловно, в столице потребуются дополнительные расходы на перебазирование предприятий и реабилитацию (в том числе - экологическую) освобождающихся площадей. В целом в Москве промышленными территориями занята 21 тысяча гектаров. Согласно Генеральному плану, к 2020 году мы должны сократить их количество почти на 6 тысяч гектаров.
РГ | Что еще необходимо учитывать, планируя расширение жилищного строительства в Москве?
Ресин | Простой пример. Один из путей преодоления нехватки территорий в пределах столицы - это высотное строительство. Однако на него накладываются серьезные ограничения - мы не можем строить высотки в историческом центре Москвы и вообще там, где нарушается традиционно сложившаяся панорама города. Мы не можем возводить типовые дома на участках характерной застройки, знакомой всему научному, архитектурному, культурному сообществу.
Кстати, подобные особенности ограничивают применение типовой застройки и в других российских городах. Значит, необходимо активизировать работу по внедрению в масштабное строительство монолитных и сборно-монолитных и конструктивных систем. Здесь у нас есть достижения, уже в прошлом году доля монолитного жилья в рамках городского заказа составила 34 процента. Судя по тем тенденциям, которые наблюдаются в строительстве в целом, монолитное и сборно-монолитное домостроение является ключевым направлением, ориентиром для государственной программы жилищного строительства.
РГ | Монолитное домостроение - это наш завтрашний день? Что нужно сделать, чтобы он воплотился?
Ресин | Требуется решить такие ключевые проблемы, как себестоимость строительства "под ключ" и долговечность отдельных элементов конструкции. Наиболее острым является вопрос создания долговечных и надежных конструкций стен, поскольку пока для этих целей используются слишком дорогостоящие решения. Немаловажным является и вопрос о соответствии архитектурно-планировочных решений требованиям государственного и муниципального заказа.
РГ | А каковы перспективы более традиционных видов строительства? От них нужно отказываться?
Ресин | Ни в коем случае! Совершенно ясно, что на сегодняшний день реализация нацпроекта попросту невозможна без широкой государственной поддержки индустриального жилищного строительства. Другое дело, что индустриальное домостроение далеко ушло от того, что строилось в советское время. Современная продукция ДСК по качеству приближается к монолитному домостроению.
В Москве идет постоянная модернизация существовавших серий индустриальных домов, разрабатываются и совершенно новые серии. Это современное многоэтажное комфортное жилье, которое помимо нормальных площадей квартир и удобных планировок отличают повышенная безопасность проживания, разнообразный архитектурный облик и возможность компоновать любые композиции городской застройки.
В индустриальных домах мы сейчас внедряем энергосберегающие технологии, которые снижают эксплуатационные затраты на отопление на 25-30 процентов. Этот факт особенно важен потому, что состояние энергетических мощностей в московском регионе и в целом по стране пока еще оставляет желать лучшего. В целом себестоимость современных крупнопанельных домов на 12-15 процентов ниже, чем при строительстве по индивидуальным проектам, есть резервы дальнейшего снижения себестоимости за счет увеличения этажности.
Сейчас перед городскими организациями поставлена задача - разработать новые серии домов для социальных нужд, которые должны строиться по экономичной себестоимости. Без новых разработок в сфере индустриального домостроения задачу обеспечения социальным жильем не решить даже в относительно благополучной Москве. Кроме того, массовое строительство жилья необходимо сопровождать соответствующими социальными объектами. Значит, нам нужны новые инновационные проекты детских садов, школ, поликлиник, досуговых и развлекательных центров. Например, в 2006 году московский стройкомплекс планирует резко увеличить строительство новых дошкольных образовательных учреждений, причем изменения будут не только количественные. Детские сады будут строиться по новым проектам - большей площади на то же количество детей, как и сейчас.
РГ | А что же хрущевские пятиэтажки? Они окончательно уходят в прошлое?
Ресин | Это так. В Москве, например, в ЦАО пятиэтажек первого периода индустриального домостроения, предназначенного под снос и расселение, уже не осталось. В этом году завершится программа в Южном округе, в 2008-м - в Юго-Восточном округе, в 2009-м - в Северо-Восточном и Восточном округах. Только в этом году на цели переселения жителей пятиэтажек и ветхих домов выделено порядка 1 млн. кв. метров новостроек. Согласно обязательству, принятому на себя руководством города, жители переселяются в пределах своего прежнего района (в ЦАО и Зеленограде - в пределах округа). Они получают новые благоустроенные квартиры большей площади, не сопоставимые по качеству с их прежним жильем.
РГ | Это в Москве, а как обстоит дело в других регионах?
Ресин | Остро стоит проблема огромного и, главное, постоянно растущего объема ветхого жилья. Это наследие советской эпохи, которое когда-то сыграло свою позитивную роль, но сейчас стало грузом, тормозящим развитие градостроения и решение жилищной проблемы. Даже в столице исключительно за счет строительства нового жилья невозможно полностью и в срок удовлетворить потребности населения в качественном жилом фонде. Что уж говорить о регионах, где состояние строительного комплекса пока еще оставляет желать лучшего.
Поэтому модернизация массового Жилищного фонда должна проводиться не только путем сноса и расселения, но и прежде всего реконструкцией и санацией домов массовых серий. Этот путь требует значительно меньших бюджетных расходов от муниципалитетов и регионов.
В Москве есть примеры реконструкции пятиэтажек "несносимых серий". Подобный опыт необходимо внедрять повсеместно, для большинства регионов он может быть просто бесценным. Было бы полезно рассмотреть вопрос о включении реконструкции Жилищного фонда по уже опробованным в столице технологиям в состав национального проекта. А Москва, в свою очередь, готова делиться и опытом реализации проектов.
Вел беседу Антон Горский
|