В недавнем прошлом красивым и высокохудожественным паркетом облицовывались полы только во дворцах царствующих особ и самых богатых вельмож. Связано это было в первую очередь с исключительно высокой стоимостью изготовления этого вида полового покрытия. Отдельные элементы «ковра из дерева» вырезались вручную из различных пород древесины, число которых доходило до пяти десятков. Все детали изготовлялись из массивной доски, указанной на разработанной художником схеме в натуральную величину собираемого «ковра», с точным соблюдением цветов и максимально точной подгонкой прилегающих друг к другу деталей. Мало того, что сама древесина эбена, сандала или палисандра, да и других достаточно редких пород стоила (да и теперь стоит) недешево, в отсутствии современных электроинструментов процесс этот был исключительно трудоемким.
Автору довелось наблюдать, как реконструировался художественный паркет в залах Павловского дворца в Гатчине. Даже после точной выпиловки электролобзиками, реставраторы часами с помощью шкурки пришлифовывали детали для того, чтобы добиться точного прилегания фрагментов, без щелей и зазоров.
Почему современный художественный паркет стал доступнее?
Нет, стоимость исходного материала не уменьшилась. Однако, благодаря современным технологиям обработки, существенно снизились потери материала, уходящего в отходы, и многократно сократились трудозатраты. Кроме того, массовое машинное производство естественным образом снижает себестоимость продукции.
Потери материала снизились из-за того, что производя, к примеру, звездный паркет, рисунок которого формируется из древесины двух пород, раскрой листа с помощью специального инструмента позволяет исключительно точно вырезать детали так, что толщина «пропила» (это слово не случайно взято в кавычки, но об этом чуть позже) может достигать десятых долей миллиметра. Для наглядности можно представить, что черную и белую ткань, наложив друг на друга, одновременно разрезают ножницами по фигурному контуру. А затем соединяют черный и белый фрагменты, получая два негативных рисунка.
Второй причиной снижения материалоемкости стало использование многослойного паркета, в котором ценной породой древесины отделывается только внешняя поверхность, при этом толщина слоя порядка 4 мм. Этого достаточно для обеспечения высокой износостойкости, а нижележащие слои изготавливаются из менее ценных пород – например, ели или фанеры.
Так ли красив современный паркет, как и его дворцовый предшественник?
Во всяком случае, выглядит он не хуже, а по качеству отделки поверхности и художественным достоинствам структуры древесины порой даже лучше. Нет, деревья свою структуру и характер рисунка не улучшили за сто или двести лет, и махагон так же остается красным, амарант – сиреневатым, а маклюра – желтой. Просто используя различные способы распиловки древесины – радиальный, тангенцеидальный или смешанный - можно получать различные рисунки из одного и того же кряжа. А это существенно расширяет возможности дизайнеров, занимающихся разработкой эскизов для художественного паркета, и, как следствие, ассортимент предлагаемой потребителю продукции. Кроме того, современные средства ухода за паркетом, в частности лаки на водной основе, лучше, чем простой воск, использовавшийся нашими предками, проявляют цвет, фактуру и рисунок дерева.
Как же нарезаются детали художественного паркета?
Производители не особо афишируют технологию изготовления деталей, так точно соответствующих одна другой. С абсолютной уверенностью утверждать нельзя, но можно предположить, что для раскроя паркета используют лазер. Разумеется, конфигурация его движения задается с помощью программы, изменяемой по необходимости. Автор лично наблюдал, как с помощью мощного углекислотного лазера работники вырезали из дюймовой доски наличники, при этом фрагменты, уже не связанные с массивом, приходилось выталкивать палочкой, поскольку толщина реза была менее 0,1 мм. А вот увидеть «пилу», то есть сам луч не удалось – он лежит в невидимом для глаза диапазоне.