Бесспорно, одним из самых красивейших видов паркета (да и вообще покрытий для пола) является художественный паркет. Причиной появления такого паркета стали столетия назад различные виды древесины. Наверняка кто-то спросит, как это взаимосвязано. А вот как: текстура груши разительно отличается от вишни, а ольхи – от дуба. Отличаются они как своими оттенками, так и фактурой, рисунком. И если попытаться использовать различные виды древесины для одного «напольного пространства», можно получить очень интересные узоры и орнаменты.
Изначально элементы для художественного паркета изготавливались вручную, лишь в XX веке техника изготовления изысканных узоров для покрытия пола встала на производственную основу. И все-таки истинную художественную ценность имеют интерьеры XVII-XIX веков, которые украшены мозаичным паркетом, вышедшим из-под рук настоящих мастеров.
Мастера художественного паркета
До сих пор мы восхищаемся удивительными узорами, а то и целыми картинами, которые являются плодом фантазии и ума знаменитых архитекторов и воплощением рук русских умельцев.
Так, под руководством Саввы Чевакинского богатые полы в Зимнем дворце изготавливали и укладывали 38 человек – в основном столяры адмиралтейства. Архитектор Андрей Воронихин принимал непосредственное участие в восстановлении художественного паркета Павловского дворца после пожара 1803 года. А архитектор Василий Стасов выстраивал интерьеры Екатерининского и Александровского дворцов в Царском селе и вместе с Александром Брюлловым работал над восстановлением Зимнего дворца после пожара, произошедшего в 1837 году. «Перу» Андрея Штакеншнейдера принадлежат интерьеры Мариинского дворца, а также восстановленные залы Константиновского. Главным зодчим Останкинского дворца был русский архитектор Павел Аргунов.
Нельзя не упомянуть и об итальянцах, внесших серьезный вклад в исторические русские интерьеры. Это придворный архитектор Екатерины Второй Антонио Ринальди, автор Гатчинского дворца и Китайского дворца в Ораниенбауме, Джакомо Кваренги, работавший над Александровским и Екатерининским дворцами, Винченцо Бренна, приложивший свою руку к Михайловскому замку, Гатчинскому и Павловскому дворцам, и, конечно, Франческо Бартоломео Растрелли (Екатерининский дворец, дом Кускова и другие объекты).
Их новаторство, ставшее впоследствии традициями, переняли пришедшие им на смену ученики и продолжатели этого искусства.
Элементы модульного паркета и его техники
Для того чтобы добиться от покрытия пола такого вида, который будет восприниматься как настоящее произведение искусства, применяются всевозможные элементы: розетки, бордюры, паркетные модули, фигурные вставки и пр. Рисунок может быть геометрическим либо живописным. В первом случае поверхность пола «покрывается» повторяющимся геометрическим элементом (например, это может быть шашечный, елочный, крестовидный, звездный паркет), во втором – орнаментами плавных форм, а то и целыми картинами. Скажем, в средние века нередко элементами художественного паркета становились инициалы владельца замка, фамильный герб либо целый мифологический сюжет.
При изготовлении мозаичного паркета используются две главные техники: маркетри – когда рисунок на всю глубину массива специалисты выкладывают вручную, подгоняя планки друг к другу, и интарсия – вставка элементов, выполненных из других пород дерева, на часть глубины массива. Впрочем, возможны сочетания обеих техник.
В числе техник по укладке художественного паркета можно назвать и инкрустацию – включение в деревянное покрытие «инородных» материалов: янтаря, перламутра, металла, мрамора, стекла. Выглядит это чрезвычайно красиво, но влияет на стоимость в сторону ее удорожания.
Безусловно, художественный паркет выигрышно смотрится на больших пространствах – недаром издавна он является частью дворцовых интерьеров, отличающихся внушительными площадями. Поэтому нет смысла обустраивать таким покрытием, например, детскую. А вот просторная гостиная, каминный или бильярдный зал в загородном доме наверняка станут настоящими шедеврами, если в них применить такое покрытие. И, возможно, именно это станет отправной точкой для превращения простого коттеджа в настоящее родовое гнездо.